• 13922
Российская оппозиция подхватывает риторику Кремля по Украине

Кристиан Нееф и Матиас Шеп

Москва — Пропагандистская война в украинском кризисе с новой силой возродила русский национализм. Представители оппозиции и интеллигенции вдруг начали восхвалять российского президента Владимира Путина. Многие в России некритично воспринимают официальную позицию Кремля.

Возможно, Александр Бывшев был слегка наивен. Возможно, он думал, что в своей маленькой деревне он будет чувствовать себя в безопасности от мира глобальной политики. Как же он ошибался.

Бывшев, учитель немецкого в Орловской области, недавно открыл местную газету «Заря» и обнаружил, что его имя было упомянуто на первых страницах. «В неспокойное время, когда внешние враги оскалили зубы и затаились в смертоносном прыжке, находятся люди, которые подрывают Россию изнутри», — было написано в газете. «Так поступает А. Бывшев».

Как имя Бывшева попало в газету? Все, что потребовалось, так это короткое стихотворение, написанное им и выложенное «Вконтакте», популярной в России соцсети (аналог Facebook). Свой стих он посвятил лидерам патриотов, которые некритично относятся к московской пропаганде. «С раннего детства меня учили не лгать», — рассказывает Бывшев. «Если Россия украла Крым у Украины, нужно открыто говорить о том, что фактически это была кража».

«Таким „патриотам“ места в России нет»

Открытая позиция сослужила ему плохую службу. «Таким „патриотам“ места в России нет», — гласит заголовок статьи о Бывшеве. Знакомые перестали здороваться с ним, местные организации игнорируют его, а областной прокурор грозит обвинением в разжигании ненависти. В случае если его вина будет доказана, ему грозит два года тюрьмы.

Данный инцидент напоминает 1930-е годы — эпоху, когда было точное разделение между коммунистами и «врагами народа». В те времена по приказу Сталина были расстреляны сотни тысяч так называемых «врагов народа».

Сегодня территориальные интересы Москвы на Украине пробудили такие агрессивные националистические настроения, которые заглушили любой вид критики. И в самом деле, в России, похоже, преобладает единственное официальное мнение, а именно: «группировка в Киеве при поддержке Америки стремится разрушить Украину, несмотря на героические усилия миллионов людей в восточной части страны. И всем этим людям нужна поддержка России».

Способность отличать плохое от хорошего, похоже, испарилась напрочь, а государственная машина пропаганды стала всеобъемлющей и более эффективной.

И как показала прошлая неделя, СМИ идут в ногу с этой машиной. «Украинская армия воюет против своего народа» — гласила первая страница одного из выпусков «Российской Газеты», официального издания правительства России, в ответ на решение временного правительства Украины в начале прошлой недели послать войска в восточную часть страны. Как прокомментировала крупнейшая ежедневная газета «Комсомольская Правда», «киевская хунта» хочет бомбить Донбасс, люди оплакивают погибших. «Славянск весь в крови», — написал таблоид «Твой День». Но ни в одном из этих материалов не было правды.

Русские стали доверчивыми?

Вся проблема заключается в том, что в эти дни в России жители верят практически каждому ложному сообщению, исходящему из Москвы. И лишь немногие задаются вопросом, насколько эта информация является точной. Новый канал «Россия 24» неустанно показывает, как украинцы держат в руках автоматы и гранатометы. Но никого из россиян не волнует вопрос, откуда у них в руках это оружие.

Российский президент Владимир Путин — человек, который демонстративно бросается на помощь русским в Украине — стал героем дня. В конечном итоге русские, кажется, поверили, что это расплата Западу за годы унижения. И все же оправдания, выдвигаемые Путиным, выглядят более чем цинично.

В прошлую среду Путин заявил, что эскалация кризисной ситуации в восточной Украине стала результатом безответственной и неконституционной политики режима в Киеве, который использовал армию для подавления протестов мирных жителей в регионе.

И все же армия не проявляла такой уж большой активности. Во время волнений на Майдане, он призывал к прямо противоположному: Путин сказал, что военные должны использовать силу, чтобы прекратить протесты.

Националистическая горячка

Москва ведет себя так, как будто находится за линией фронта. И в самом деле, натиск националистической горячки был таким сильным, что даже оппоненты Путина не смогли больше сопротивляться.

Всего два года назад Сергей Удальцов и Алексей Навальный (блогер и оппозиционер) были одними из самых красноречивых представителей анти-путинских протестов в Москве. Удальцов был заключен под домашний арест с 2013 года по обвинению в попытке разжигания массовых волнений.

И даже он, несмотря на свое положение, объявил о поддержке действий России и аннексии Крыма. «Я поддерживаю прямую демократию, и я приветствую референдум в Крыму как форму выражения народного правления», — недавно заявил он.

Блогер и юрист Навальный также был заключен под домашний арест. Ему запретили использовать телефон и интернет, что не остановило его дать интервью самому себе, запись которого и была недавно распространена его семьей. В интервью он утверждает, что акт передачи Крыма Украине был «незаконным самоуправством» советского лидера Никиты Хрущева в 1954 году. И по сей день это событие оскорбительно для простого русского народа. Он даже предлагает украинцам способ своего рода примирения с этой мыслью: «К черту Крым. Зачем он вам вообще нужен?».

Разделенная интеллигенция

Когда опросы показывают, что 80% русских поддерживают своего президента, трудно оставаться патриотом и критиковать Кремль одновременно. Те, кто критикуют правительство, становятся объектом тщательных проверок. Присоединение Крыма и столкновения в восточной Украине разделили не только оппонентов Путина, но в том числе внесли раздор в российскую интеллигенцию.

С одной стороны около 500 членов российского творческого сообщества недавно подписали письмо в поддержку Путина. Среди них известный дирижер Валерий Георгиев. С другой стороны, писатели Виктор Ерофеев и Людмила Улицкая, вместе с 900 деятелями искусства, подписались под петицией, осуждающей аннексию и предупреждающей о возможной войне в Украине.

Сидя в своем офисе в одном из исторических зданий в центре Москвы, Ирина Прохорова — председатель оппозиционной партии «Гражданская Платформа» — жалуется на ситуацию. «Все происходит так, будто мы вернулись в советскую эпоху. Время, когда запрещалось обсуждать любые решения правительства», — говорит она. Здание принадлежит ее брату Михаилу — миллиардеру, который выдвигал свою кандидатуру на президентский пост в 2012 году. Свою кампанию он строил на обеспечении большей демократии и сильной свободной рыночной экономики. В конечном итоге Михаил набрал 8% голосов, что является достаточно хорошим результатом.

Легкий железный занавес?

В энтузиазме по поводу аннексии Крыма Прохорова видит «ностальгическое возвращение к империалистическому прошлому». «Раньше люди с разными политическими убеждениями испытывали взаимное уважение друг к другу», — объясняет она. «Но сейчас даже с дружбой покончено. Началась охота на ведьм». Она предупреждает, что Россия держит курс на «гражданскую холодную войну».

Известный историк Андрей Зубов, до недавнего времени профессор в элитном российском учебном заведении МГИМО, испытал на себе первые признаки этого явления. Зубова уволили с должности в начале этого месяца за то, что он сравнил крымскую аннексию Путина с гитлеровским аншлюсом Австрии в 1938-м.

Ярые патриоты России также хотят лишить именитого рок-музыканта Андрея Макаревича всех полученных им наград, потому что он осмелился выразить протест против кремлевской политики в отношении Украины.

Другие представители интеллигенции, как например, бывший телеведущий Николай Сванидзе, ведут себя более осторожно и причисляют себя не к членам оппозиции, а скорее к «либеральной и демократической части политической элиты». Хотя Сванидзе считает Крым российской территорией, он не приемлет методы, применяемые для присоединения этого региона, как и действия силовиков в восточной Украине, которыми, по его мнению, руководит Россия. Сейчас он боится создания «легкого железного занавеса», «архаизации и советизации внутренней политики» и возникновения экономических проблем в среднесрочной перспективе.

Несколько газет продолжают проливать свет на мысли либерального крыла московской элиты, несмотря на их молчание в эти дни. И Кремль продолжает терпимо относиться к существованию этих изданий, что, несомненно, связано с их малыми тиражами.

Статьи, опубликованные «Независимой газетой», открыто утверждают, что большинство украинцев против российской аннексии — даже в Донецке и восточной Украине. И что военные силы получают приказы от русских, которые приехали в регион. Издания также упоминают о том, как так называемым силам гражданской обороны удалось открыть несколько складов вооружения. И о том, как им чудом удалось разоружить 25-ю отдельную Днепропетровскую воздушно-десантную бригаду. И теперь у них есть танки, бронетранспортеры, артиллерия и разного рода амуниция.

Интеллигентная и неподлежащая цензуре

Мнения, опубликованные в ежедневной газете «Ведомости», еще более критичны по отношению к политике Кремля. Газета, основанная в 1866 году, принадлежит крупнейшему медиа-холдингу России. За последние месяцы издание стало духовным пристанищем критиков-интеллектуалов.

«Ведомости» не придерживаются какой-либо идеологии и не финансируются за счет какой-либо политической партии или олигарха. Газета освещает сферы бизнеса и экономики. Ее читают практически в каждом политическом лагере, в том числе из-за публикации рыночных сводок.

Что отличает газету от остальных, так это то, что она может позволить себе собственный штат корреспондентов. Среди них историки, филологи и теологи, которые сидят в офисе со стеклянными стенами в редакционном квартале. Вокруг них полки с книгами, среди которых можно найти Библию, энциклопедии на английском языке и даже работы давно забытых русских анархистов. Этот стеклянный офис — одно из немногих мест в России, где политику Кремля комментируют каждый день в интеллигентной и неподлежащей цензуре манере.

«Мы всегда были центристами», — говорит 37-летний автор редакционных статей Николай Эппле. «Но сейчас, когда российские лидеры сходят с ума, мы автоматически сдвигаемся влево».

По словам Эппле, в советские времена все знали, что официальные заявления были частью пропаганды. Люди могли смеяться над ними и отпускать шутки только в присутствии друзей и только за закрытыми дверьми. «Но сейчас многие верят информации, поступающей из Украины — и это пугает», — предостерегает он. «Это дает нам ощущение, что в современной России происходит что-то ужасное».

Эппле только что закончил писать редакционную статью об особом курсе, к которому Россия снова и снова возвращалась в прошлом. «Отход России от Европы, который длится еще с 1990-х, снова превращает нас в изолированную цивилизацию», — объясняет он. По его словам Кремль верит, что его задача состоит не в том, чтобы общаться с остальным миром, а в том, чтобы сохранять территорию своего влияния от предполагаемого нападения внешних врагов. «Он пытается создать еще один санитарный кордон. И он окружает себя территориями, которые или являются слабыми в экономическом плане, или раздроблены на части этническими конфликтами», — объясняет он.

Журналист также добавляет, что, несмотря на такую редакционную политику, на его газету не оказывали какого-либо общественного давления. «И все же атмосфера становится все более и более зловещей. Уже требуется мужество, чтобы написать, что новые лидеры Киева не являются фашистами. С каждым днем я задаюсь вопросом, есть ли кто-нибудь, кто способен остановить истерию в нашей стране».

Перевод Нины Кузнецовой

Источник: Der Spiegel

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые