Мади Мамбетов, специально для Власти

«Менің атым Қызболсын»

Комедия-перевертыш выступает как сардоническая драма

«Менің атым Қызболсын»

Миллионная по счету в глобальном масштабе комедия положений-перевертыш, картина про то, как начинающий агашка однажды проснулся в мире победившего матриархата, способна навести улыбку на уста смотрящего, да еще и подкидывает пищи для размышлений. Специально для «Власти» публицист Мади Мамбетов посмотрел фильм и делится впечатлениями.

Страна производства: Казахстан

Режиссер: Максат Оспанов

Главные актёры: Еламан Есентаев, Акбота Нур, Азат Сейтметов, Азиз Бейшеналиев

Жанр: комедия

Продолжительность: 80 минут

Адиль (Еламан Есентаев), лет 25-ти с копейками, просыпается в своей постели по будильнику, потягивается, бежит завтракать. Мать его, нестарая еще симпатичная женщина в платке, несет к столу салат или там яичницу. Папа, солидный бизнесмен под шестьдесят, рассказывает про какую-то очередную удачную сделку. Адиль живет с родителями, ему хорошо, он в порядке. Ему сейчас бежать на работу, он помощник прокурора, у него есть амбиции. Сегодня он хочет попробовать себя в суде, выступить на стороне защиты, он полон сил и желания добиться успеха. По пути Адилю надо подкинуть до работы свою девушку, красотку Ардак (Акбота Нур), - они встречаются как минимум год, но он все еще не познакомил ее с родителями. Ему хорошо и так, зачем же усложнять?

В суде он умело выгораживает – по специальному запросу своего шефа, - мажорика, привыкшего издеваться над своей женой. Вечером парень встречается с друзьями, и из их разговоров за кальяном и шашлыком понятно, что нет ничего страшнее для мужчины, чем прослыть подкаблучником. Брутальность этих совсем молодых парней повисает в воздухе гуще кальянного дыма. Миром правит патриархат, все хорошо, парни в порядке. Адиля мало волнует апашка, ведшая с ним невнятные речи, - старушка недовольна тем, что он отмазал от наказания абьюзивного мужа ее внучки-сиротки, ну, мало ли…

На следующее утро Адиль проснется в другом мире. В котором его отец (Азат Сейтметов) шустрит на кухне, трудясь над завтраком, грозного, похожего на оперного Мефистофеля и Леонида Ильича Брежнева, босса сменит не менее устрашающая прокурорка, друзья-бруталы окажутся вдруг нежными созданиями, предлагающими для решения всех проблем дышать простатой, а Ардак вытащит Адиля из бара практически за шкирку, да еще устроит ему выволочку за то, что он, мужчина, осмелился сходить в бар.

- Это же бар, в который женщины ходят, ты чего?! – воскликнет она.

И это, ясен пень, не про то, что там девичники проводят и мужской стриптиз. Это про то, что тут три развеселые девицы навеселе могут затащить молодого парня в машину одной из них и дальше бог весть, что с ним может случиться. Хорошие мальчики в такие места не ходят. Тем более в расстегнутой на верхнюю пуговицу рубашке и сидящем по фигуре костюме. Кто ж так одевается? Это явно сигнализирует, что парень напросился на акт сексуальной агрессии.

«Меня зовут Кызболсын» раскрывает свои карты уже в самом названии фильма. Это кино – казахское, и отсылка к «Менiн атым Кожа» это подчеркивает. Это фильм про нас, наш социум, тех, кто его составляет и то, как эти составляющие мыслят. «Кызболсын» («пусть будет девочка!») – перевертыш распространенного имени, калька с «Улболсын» (и Улжалгас, Улжан, Улпан и так далее), имени, которое дают девочке, своим появлением на свет разочаровавшей отца – отца, ждавшего сына.

Жанр перевертыша стар и почтенен, в нем снимаются десятки комедий по всему миру. Переворачивание ролей – отцов и детей, мужчин и женщин, - всегда дает почву для массы смешных (или претендующих на это) гэгов, призванных рассмешить до слез зрителя. И он же дает отличную возможность вшить в повествование провокацию, заставить аудиторию посмотреть на привычное положение вещей с новой, неожиданной и непривычной перспективы – во всяком случае, лучшие образчики жанра к этому стремятся. «Кызболсын» тут вправе занять достойное место среди нестыдных примеров. Это фильм, который вполне состоятелен в качестве комедии (смешно, и небезмозгло смешно), и одновременно довольно пристойно выступает как сардоническая драма. Очень крепкий ансамбль актеров блистает в ролях женственных мужчин и мужественных женщин (женщины особенно хороши! Но и кенты главного героя не подводят, хотя всех задвигает в тень ветеран казахского кино Сейтметов). Смешно, да, - но и жутковато.

Фильм вышел сразу после приговора экс-министру Бишимбаеву, жестоко убившему свою жену, - и некоторые детали фильма вызывают пугающее ощущение дежавю. Можно было бы подивиться предвидению сценаристок картины, предсказавших события задолго до того, как все случилось (съемочный период закончился за пару месяцев до убийства Салтанат Нукеновой, а сценарий был написан когда она только начала свою трагическую семейную жизнь с убийцей), - но они, вообще-то, работали с такой богатой и предсказуемой фактурой, которую подкидывают казахстанские реалии, что вообще-то ничего удивительного нет. Из жизни все брали.

Но сделали это очень талантливо. Фильму вообще очень на пользу пошло, что сценарий писали не какие-то бывшие квн-щики, а две талантливые женщины – Татьяна Пфеффер и журналистка Лена Кигай. Им помогал известный актер (сыгравший титульную роль в фильме; второстепенную, но важную) Азиз Бейшеналиев. Вместе коллективу авторов удалось рассказать легкую, смешную, но глубокую историю, которая заставит многих задуматься.

Хотя… Что тут думать? Мы должны изменить свое отношение к патриархату, стереотипическому представлению о ролях женщин и мужчин в семье и обществе, и выработать четкое понимание того, что никакое насилие – физическое, психологическое, эмоциональное, - недопустимо нигде и никак. За другой моралью этого фильма ходить никуда не нужно.