36362
25 февраля 2020
Светлана Ромашкина, фотографии Юрия Тарасова и из открытых источников

Монорельс на Медео, создание Арбата и озеленение Сайрана

Как благоустраивали Алма-Ату в 1988-1990 годах

Монорельс на Медео, создание Арбата и озеленение Сайрана

В Архиве президента Республики Казахстан хранятся документы о благоустройстве столицы — тогда еще Алма-Аты. Их любопытно читать с позиции сегодняшнего дня: интересны планы — как сбывшиеся, так и не очень. Удивительно, что какие-то вещи так и остались неизменными и актуальными до сих пор: например, проблемы экологии, пробки и газификация. И тревожно, что парадигма, по которой город развивался тогда и сейчас, в принципе, мало чем отличается: чиновники всё так же считают важным строить дорожные развязки и неудобные переходы.

20 мая 1988 года вышло Постановление Совета министров КазССР №203 «О неотложных мерах по благоустройству и озеленению г. Алма-Аты в 1988-1990 годах».

«Темпы проводимых работ по строительству, реконструкции объектов внешнего благоустройства и озеленения, состояние многих парков, скверов не в полной мере отвечают возросшим потребностям населения города», — сообщается в документе.

Тогдашний глава города, председатель горисполкома Заманбек Нуркадилов еще 16 марта 1988 года сообщил о диспропорции между темпами строительства и уровнем благоустройства в различных районах города, особенно в новых. Он пишет о проблемах транспортной сети, освещения, об отсутствии ливневой канализации. Любопытны его слова о малых архитектурных формах: «ограничен и примитивен набор применяемых мафов и элементов благоустройства». Отдельно стоит вопрос озеленения. «Столица постепенно утрачивает былую славу города-сада, — заключает Нуркадилов. — Сейчас на каждого горожанина приходится зеленых насаждений в два раза меньше норматива, что усугубляет экологическую обстановку». Он жалуется на недостаточное финансирование строительства новых дорог, парков, скверов, спортивно-оздоровительных комплексов, остановок общественного транспорта, подземных пешеходных переходов, транспортных развязок и т.д. — всё именно в такой очередности.

Совет министров постановил выделить Алматинскому горисполкому в 1988 году из республиканского бюджета 5 миллионов рублей на работы по внешнему благоустройству и озеленению. Тогда официальный курс был 0,58 рублей за $1. В пересчете на официальный курс это 8,6 млн. долларов. Организации «Дорводзеленстрой» поручено к 1990 году объем работ по благоустройству и озеленению довести до 35 млн. рублей — еще более астрономическая цифра.

Для начала грандиозных планов по возвращению «города-сада» требовалось «определить потребность и ассортимент посадочного материала для озеленительных работ», поэтому министерство лесного хозяйства должно было озаботиться выращиванием деревьев и кустарных пород для Алма-Аты. Для озеленения решили вывести из оборота птицефабрики «Аватской» 100 гектаров земли — чтобы создать питомник для растений. Забегая вперед — из этой инициативы ничего не вышло.

В 1988 году должны были разработать и утвердить схему полива города-сада.

Уже тогда власти республики пытались активно переводить частный сектор на газ – в 1989-1990 годах строили газопроводные системы, «обеспечивающие перевод ежегодно не менее 3 тысяч домов индивидуального сектора с печного отопления на природный газ». Любопытно, что на недавней отчетной встрече с населением аким Алматы Бакытжан Сагинтаев назвал эту же цифру — 3000 домов были газифицированы, правда, за полгода 2019 года. Учитывая, что с конца 80-х население города увеличилось в два раза, можно заключить, что сейчас темп газификации сравним с периодом заката Советского Союза.

До 1 сентября 1988 года должны были разработать ПСД на строительство и реконструкцию «в текущей пятилетке» зоопарка, ЦПКиО им. Горького, рощи Баума и других объектов. Решили создать зеленые зоны отдыха на берегу водохранилища «Сайран» и вдоль БАКа, шла речь о расширении территории ПКиО им. Горького и других парков и скверов. Нуркадилов, как председатель Алматинского горсовета народных депутатов, постоянно просит деньги сверх уже выделенных.

Совет министров поручил разработать предложения по комплексному развитию горнорекреационных зон на базе Чимбулака и Медео — идеи должны были поступить от Госкомитета КазССР по физической культуре и спорту, Казахского республиканского совета по туризму и экскурсиям, Академии наук и других организаций. Через несколько месяцев они представили свои соображения: благоустроить русла и берега Малой Алмаатинки, создать зоны и площадки для отдыха и «загорания», парковки и места для установки палаточных городков.

Озвучивалась идея создания детского городка-аттракциона «типа Луна-парка» в районе Медео.

Говорилось и о строительстве нескольких магазинов по продаже и прокату спортивного инвентаря, профилакториев в районе Просвещенца. Ко всему этому как-то надо доставлять людей, поэтому поручено проработать вопрос строительства монорельсового транспорта Алма-Ата-Медео-Чимбулак-Алматау-Алма-Ата. Остается добавить, что до сих пор на Медео идет только один автобусный маршрут. В выходные дни лучше и не пытаться им воспользоваться.

Еще одна идея для туристского развития: строительство санно-бобслейной трассы для народных саней (натурбан) в районе плотины, а на южном склоне плотины и её «чаше» — лыжероллерную и велотрассу.

Кроме того, поручено проработать вопрос комплексного проектирования и художественно-архитектурного оформления города – сейчас мы это называем дизайн-кодом и все еще находимся в его поисках.

В плане затронут и общественный транспорт. Министерство автомобильного транспорта КазССР должно было построить в 1989-1991 годах 11 автобусных станций на конечных остановках.

Шла речь в плане и о реконструкции 11 км трамвайных путей, строительстве одной станции на конечной остановке трамвая и троллейбусной линии по ул. Мира (сейчас - Желтоксан) – от улицы Горького (Жибек Жолы) до ул. 50-летия Октября (Райымбека) — когда-то там ходил троллейбус №16.

Академии наук и Госкомитету поручили разработать комплексную программу охраны природы и здоровья населения «Экология-2005». Все эти поручения были подписаны председателем Совета министров Нурсултаном Назарбаевым.

1 сентября 1988 года состоялся первый отчет о проделанной работе: к этому времени сделали пляжную зону на Сайране, установили там мафы, фонтаны и успели озеленить территорию. Начали строительство торгово-пешеходной улицы Горького (Жибек Жолы) – от Коммунистической (Абылай хана) до Тулебаева. Специалисты работали над ПСД продолжения улицы — от Тулебаева до Красина (Валиханова). Сейчас этот участок мы называем Арбатом и это всё ещё единственная пешеходная улица в городе. На Панфилова городские власти все же не смогли полностью отказаться от автомобильного движения и парковки и по сути она является полупешеходной. Впрочем, и с Арбатом потом получилось не очень хорошо: в нулевые годы прямо на пешеходной улице поставили магазин «Пассаж», это выглядело как демонстрация силы, — в городе появились новые хозяева, и уже они диктуют свои правила.

Но вернемся в осень 1988 года: разработаны ПСД на благоустройство рощи Баума, скверов у кинотеатра «Целинный», Биокомбината, парковой полосы в микрорайоне Айнабулак, Аксай-1, зоопарка. «Алматыгенлан» все еще работает над комплексным развитием Чимбулака и Медео. Уже тогда начинается пробуксовка из-за нехватки денег: город получил из министерства финансов 26,5 миллионов рублей, а надо уже 35 млн.

Академия наук КазССР отказалась заключать договор с горисполкомом по поводу разработки программы «Экология-2005», её передали Минздраву КазССР, Госкомприроде и Казэкологии.

В феврале 1989 года Раковский Л.М., заместитель начальника ПСО благоустройства г. Алма-Аты (бывшее управление Дорводзеленстрой) пишет Назарбаеву о том, что «всё потонуло в бюрократических кабинетах Госплана». Вместо 10,2 тонн бетона выделили 5,1 тонну. «Бетонный голод» охватил все строительство, простаивают люди, механизмы», — заключает Раковский.

В 1989-1990 годах начинают пробивать улицу Сейфуллина — от Абая до Сатпаева и улицу Жароква — от Утепова до аль-Фараби. Но при этом не хватает литейного чугуна и литейного кокса.

«Выполнение программы может оказаться под угрозой срыва уже в начале 1990 года, т.к. Госплан не обеспечивает выделение денег и ресурсов», — сообщает Нуркадилов. Он же пишет в Совет министров КазССР о том, что нужно снижать загазованность воздуха в городе. Ухудшение воздуха он связывает с автомобилями: «Существующие улицы не справляются с пропуском все возрастающего количества транспорта. Необходимо расширение существующих улиц, строительство новых транспортных магистралей для равномерного перераспределения транспортных потоков по городу. По ориентировочным расчетам вследствие задержек транспорта на перекрестках выбрасывается около 80% выхлопных газов, приходящихся на долю автотранспорта. Эту проблему можно разрешить путем строительства транспортных развязок. Без кардинальных мер по совершенствованию улично-дорожной сети, без строительства новых транспортных развязок, подземных переходов, город не в состоянии улучшить экологическое положение и при возрастающей автомобилизации город в ближайшем будущем задохнется от транспортных потоков».

В 1990 году в Алма-Ате было 65 719 машин, в конце 2019 года их официально зарегистрировано 535 837. Нуркадилов был прав, предупреждая о том, что город задохнется. Правда, с позиции сегодняшнего дня кажется странным, что он предлагал улучшить экологическую ситуацию через строительство развязок и расширение улиц. В итоге это привело к еще большей автомобилизации и вызвало обратный эффект. Любопытно, что его преемники на посту акимов продолжили работать в том же духе: они разрывали город на части, тратя огромные деньги на возведение развязок, вырубали деревья ради расширения улиц, и мы всё еще до сих пор почему-то стоим в пробках. В начале этого, 2020 года,было заявлено, что до 2024 года акимат Алматы построит еще 4 развязки и 8 надземных пешеходных переходов.

Кроме загазованности, в 1990 году поднимали и проблему загрязнения подземных вод «нефтепродуктами, фенолами, свинцом, ртутью и другими компонентами отходов промышленности и транспорта». Сообщалось о снижении качества воды, которая поставлялась в дома горожан. Грунтовыми водами подтапливалась северная часть Алма-Аты — всего около 1000 га.

26 февраля 1991 года программа по благоустройству и озеленению столицы была признана в основном выполненной. Удалось: построить 38 км магистральных улиц, путепровод по ул. Фурманова, один подземный переход, 2 моста через реку Весновка (Есентай), 17 общественных туалетов, создать торгово-пешеходную улицу (Арбат), создать 45 га новых зеленых насаждений, построить два фонтана, укрепить берега рек и водоемов (не сообщается каких), реконструировать ряд фасадов зданий, построить 45 км сетей наружного освещения. Разработан проект реконструкции зоопарка, начата работа по благоустройству рощи Баума, разработана и представлена в Совет министров программа комплексного развития Чимбулака и Медео. Построено 10 автобусных станций, отремонтировано 11 км трамвайных путей, посажено 101 тысяч деревьев, 111 тысяч кустарников, проведено комплексное озеленение улиц и внутриквартальных территорий, заложено 15,6 га садов. Разработан памятник Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой – его потом установят вместо Ленина на Старой площади. В 1989 году институт «Казгипрокоммунстрой» разработал схему полива зеленых насаждений во всем городе. Министерство газификации и топлива за 1989-90 год построило 155 км распределительных сетей, что позволило перевести на газ 7100 домов. Программа «Экология-2005» утверждена сессией городского Совета народных депутатов.

Спустя несколько месяцев после этого отчета развалился Советский Союз, уже не стоял вопрос благоустройства города, на повестке было элементарное выживание. В 1997 году Нурсултан Назарбаев перенес столицу в Астану. Глава Алма-Аты, а потом и кандидат в президенты Республики Казахстан Заманбек Нуркадилов по версии следствия в 2005 году покончил с собой тремя выстрелами. Планы по Медео и Чимбулаку не сбылись. Парк культуры и отдыха вместо запланированного увеличения территории уменьшился – на его земле стали строить коттеджи, после ряда перепродаж парк вернули в собственность города. Сайран благоустраивает каждый аким. Как и рощу Баума. Трамвайное движение после 1990 года постепенно уничтожали — градоначальники сфокусировались на развитии автомобильного движения. С 2015 года трамвая в Алматы нет. Троллейбусное движение сейчас переживает не лучшие времена. Еще в августе 2019 года Сагинтаев пообещал реконструировать троллейбусные сети, но ничего так и не сделано. Троллейбусное движение по улице Желтоксан убрано. Продолжается газификация. Низ города по-прежнему топит. С мафами проблемы.С городом-садом тоже пока не получается. Весной в Медеуском районе обещают посадить 200 тысяч деревьев, правда, про систему полива ничего неизвестно. Что касается экологии, то алматинцы в прямом смысле этого слова видят, чем дышат.