Ежегодный отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за прошедший год в пятницу на совместном заседании утвердил парламент. Как и ожидалось, депутаты вновь выразили недовольство работой кабинета министров в части финансовой дисциплины и в части макроэкономических прогнозов. Но главной "мишенью" на этот раз стали субъекты квазигосударственного сектора и национальный фонд.
Так, депутат сената Ольга Перепечина отметила странную логику формирования маржи квазигосударственного сектора при кредитовании экономики.
"Конечная ставка для заемщика остается невыгодной и слишком высокой из-за двойной маржи банков и холдингов. Если в маржу банка заложены все риски невозврата и оперционные издержки, то непонятно, почему маржа холдингов такая высокая. Сегодня она составляет 3-4%. Необходимо уточнить правила, сократить маржу холдингов там где риски уже взяли на себя банки второго уровня. Кроме того, необходимо, чтобы холдинги быстрее отдавали средства конечным пользователям, а не размешали их на депозитах как свободные остатки", - считает депутат.
Мажилисмен Аманжан Жамалов предложил правительству наделить комитет государственных доходов правом формировать список компаний с риском осуществления лжепредпринимательской деятельности, и внедрить "мониторинг учета на специальных банковских счетах при государственных закупках и закупках в квазигосударственном секторе товаров и услуг на сумму свыше 1 млрд тенге".
Говоря о бюджетных потерял, депутат отметил, что к ним приводит неэффективность налогового администрирования. Так, если в 2015 году было выявлено и доначислено 598,6 млрд тенге, то взыскано всего 34,4 млрд тенге, или 5,8%. А из выявленных камеральным контролем по НДС нарушениям на сумму 860,4 млрд тенге в казну поступило лишь 81,3 млрд или 9,5%.
Обратил мажилисмен внимание и на необходимость введения ограничений на выдачу индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам наличных денег в банках второго уровня до 10 миллионов тенге в месяц либо равной суммы в валюте. Национальный банк он предлагает наделить правом устанавливать административное наказание банков в виде штрафа за невыполнение данного ограничения. Жамалов пояснил: по данным комитета госдоходов, по возбужденным уголовным делам по фактам лжепредпринимательства в 2015 году обналичено порядка 300 млрд тенге. По данным Нацбанка, объем наличных, выданных БВУ на оплату товаров, услуг и выполненных работ субъектами предпринимательства, варьируется в пределах 1,5 трлн в год. "Хотелось бы обратить ваше внимание на удивительное совпадение, что это составляет около 100% от общей суммы наличных, находящихся вообще в обращении, то есть напрашивается вывод, что эти деньги чуть ли не единственный источник наличного оборота в республике", - подчеркнул мажилисмен.
Лидер фракции "Ак жол" депутат мажилиса Азат Перуашев обратил внимание на положительные стороны: уровень безработицы удалось удержать в пределах 5%, все социальные обязательства государства выполнялись в полном объеме. Но при этом корректировки в бюджет вносились четыре раза, что заставляет сомневаться в эффективности работы правительства. А продолжающееся снижение ВВП при столь частых корректировках и при том, что мировые цены на нефть оказались даже выше заложенных в бюджете, и вовсе вызывают серьезные сомнения в правильности прогнозирования.
Вызывает опасения "Ак жола" и рост трансфертов из Нацфонда, которые фактически замещают собой налоговые поступления. "Возможно, в этой связи есть необходимость выделения стабилизационной части национального фонда, средства которого могли бы задействоваться в кризисной ситуации наподобие нынешней и накопительной части, так сказать, фонда развития, которую ни при каких обстоятельствах нельзя тратить на текущее финансирование бюджета. Например, в наиболее успешном нефтяном фонде Норвегии допускается расходование средств только из суммы чистого инвестдохода, не затрагивая сам капитал фонда. Полагаем, что аналогичные требования возможно и необходимы в нашем случае, причем как в отношении средств Нацфонда, так и средств ЕНПФ", - предложил Перуашев.
В ответ на все вопросы депутатов премьер-министр соглашался, что они имеют место быть, очень важны и актуальны, и напоминал, что сейчас правительство по поручению президента работает над целым блоком предложений по поддержанию и развитию экономики. Уже осенью эти предложения в виде изменений в законы поступят в парламент - вместе с уточнениями в республиканский бюджет 2016 года.
В итоге депутаты через полтора часа обсуждения утвердили правительственный отчет, тем самым высказав доверие нынешнему правительству. (Напомним, согласно конституции, неодобрение отчета означает выражение недоверия правительству парламентом). Премьер-министр поблагодарил депутатов за поддержку: "Я благодарен вам за то, что вы поддержали правительство с отчетом. Мы сейчас готовимся к осенней сессии и мы придем к вам с большим комплексом вопросов, связанных с корректировкой экономической политики. Все те вопросы, которые вы поднимали, очень актуальны. Я летом проеду по областям, постраюсь понять те конкретные моменты конкретных людей, конкретных хозяйств, которые сегодня волнуют. И вместе с вами примем те документы, которые помогут нам под руководством нашего президента пройти эти ближайшие годы для того, чтобы прохождение через эту новую реальность мы могли решить все существующие вопросы".
Уже после финального голосования выяснилось, что всем желающим не дали возможность выступить. Возмутился лидер фракции "Народные коммунисты" мажилисмен Владислав Косарев: "Мы являемся многопартийным парламентом, и надо учитывать, что каждая фракция при отчете правительства имеет право голоса. (...) Я выступаю от имени фракции, а фракция выступает от имени партии, а за партией стоит полмиллиона избирателей! Я прошу эту ситуацию не ломать!"
"Будет учтено", - с усмешкой пообещал спикер мажилиса Бактыкожа Измухамбетов. И совместное заседание на этом завершил.