Почему меры есть, а толку от них нет? Таким, почти риторическим вопросом, озадачились депутаты мажилиса. На заседании комитета по экономической реформе и региональному развитию они пытались разобраться, почему в стране постоянно предпринимаются всевозможные меры поддержки малого и среднего бизнеса, однако бизнесу от этого лучше не становится.
Председатель комитета, мажилисмен Сейтсултан Аимбетов привел такие данные: по результатам 2013 года доля малого и среднего бизнеса выросла до 20% (с 17,3%), позиции Казахстана в рейтинге легкости ведения бизнеса улучшились на три пункта, Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства увеличилась до 29% — с 26,5% в 2012 году. Но при этом доля активных субъектов МСБ в общем количестве зарегистрированных снизилась до 56% — в 2012 году было 57,9%. Падает и объем инвестиций, и производство продукции. «Вроде все мы делаем но роста нет», — едва не всплеснул руками депутат.
Разбираться в проблеме мажилисмены решили комплексно, пригласив на заседание представителей госорганов и бизнес-ассоциаций. Вице-министр регионального развития Серик Жумангарин заверил, что правительством проводятся «системные реформы» для создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
Так, до конца года будет завершена автоматизация выдачи всех разрешений; сами разрешения систематизированы в новом закона «О разрешениях и уведомлениях», благодаря чему госорганы не смогут самостоятельно добавлять новые виды разрешительных процедур.
К сентябрю же на столы парламентариев ляжет новый закон — «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности». Этим законопроектом предусматривается переход от плановых проверок на проверки на основе оценки рисков. По словам Жумангарина, предполагается сферы бизнес-деятельности разделить на четыре группы. К первой группе отнесены сферы, где «будет введен особый порядок проверок ввиду высокой опасности объектов регулирования» — атомная энергетика, оборот оружия, наркотиков, взрывчатки. «Это будет самая немногочисленная группа», — заверил он.
Вторая группа — это сферы контроля, в которых имеется достаточная отраслевая статистика и отчетность для осуществления камерального контроля и отбора к проверке потенциальных нарушителей. По такой системе, заметил вице-министр, сегодня работает налоговый комитет.
Третья группа — это те сферы госконтроля, где будут проводиться проверки на основе обоснованных подтвержденных обращений физических и юридических лиц. И четвертая группа контроля — где не будут применяться меры административного воздействия.
Особо вице-министр отметил альтернативу проверкам: «В качестве альтернативы проверкам субъектам предпринимательства — страхование (ответственности) субъектов предпринимательства, как сейчас делается во многих развитых странах».
Также предполагается упростить процедуры ликвидации субъектов МСБ на основе аудиторских заключений, и ликвидации индивидуальных предпринимателей — в уведомительном порядке.
Кроме того, предусматривается и введение института бизнес-омбудсмена, который будет действовать в рамках Национальной палаты предпринимателей.
Все эти предложения вице-министр представил так, словно с их введением в действие в стране начнется бум развития частной предпринимательской инициативы.
Сейтсултан Аимбетов заметил, что все эти инициативы — планы на будущее, преимущественно на 2016 год. «Я для себя решил: любыми путями чтобы в следующий созыв я опять пришел депутатом — чтобы услышать, где (результат)», — с усмешкой заметил он.
Лидер парламентской фракции «Ак жол» Азат Перуашев о своих планах на будущую электоральную кампанию рассказывать не стал, а вот «красивый доклад» вице-министра разобрал буквально по каждому пункту. И вспомнил, что подобный механизм «коммерциализации проверок» уже правительство пыталось прописать в законе «О гражданской защите» и только под давлением депутатов эти пункты были убраны. Теперь Перуашев увидел ту же схему:
«Получается, что теперь предприятие, чтобы его не проверял уполномоченный госорган, будет оплачивать некой независимой организации, которая будет проводить ему некую независимую оценку риска. Зачем? Мы сейчас вынуждаем бизнес платить. Это узаконенная легализация коррупции», — возмутился он. «Вы неправильно мены поняли», — попытался возразить Жумангарин.
А Перуашев перечислял дальше: «Упрощение ликвидации предприятий — очень хорошее предложение. Но когда вы говорите о переходе к ликвидации ИП в уведомительном порядке — вы меня извините! Мы сколько спорим вокруг лже-предпринимательства! Воруют одни, наказываем за них нормальные добросовестные предприятия. Потому что вот эти лже-предприятия создаются в форме ИП и с подачи налоговиков закрываются потом, а все недоимки возлагаются на тех, кто работал. Вы сейчас облегчаете условия для ликвидации лже-предприятий».
Серик Жумангарин все-таки возразил: о привлечении каких-либо организаций пока не идет и речи, «система оценки рисков делается на основе тех показателей, которые госорганы разрабатывают». «Сегодняшняя система оценки рисков была нацелена на проведение плановых проверок. То есть, с высокой степенью риска: если ты постоянно нарушаешь — ты постоянно попадаешь в план проверок. Средняя степень риска — изредка попадаешь в план проверок, низкая — вообще не должен попадать. Мы ее и будем применять, но не для планирования проверок, а для разбрасывания по группам».
Вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева обратила внимание на планы правительства по внедрению принципов «YellowPagesRule», предусматривающих сокращение участия государства в предпринимательской деятельности. По ее мнению, понятие «национальная безопасность», оставляемое правительством как определение сфер, где могут создаваться государственные предприятия, слишком широкое. «Серьезного ограничения не будет, — подытожила она, и с ноткой разочарования сказала — Если мы говорим „YellowPagesRule“, надо именно в классическом виде и перенять эту классическую модель, а не придумывать свою казахстанскую, которая все равно половинчатая и работать она не будет. (...) Это не те принципы „YellowPagesRule“, которые мы ждали».
Свой обзор ситуации с защитой и поддержкой представила и депутат Айгуль Соловьева. Она подошла к изучению вопроса масштабно, не только запросив справки и отчеты от госорганов и аналитических структур, и данные общественной приемной партии «Нур Отан», но и провела опрос на «Фейсбуке», получив 102 комментария. Наиболее яркие комментарии депутат даже включила в справку, подготовленную ею для коллег. На красивых слайдах нежно-розового оттенка Соловьева расписала схемы и графики имеющихся у бизнеса проблем и недостатков в работе государства. От механизма выделения и распределения субсидий, до проверки и сертификации оборудования, прохождения таможенных процедур и получения документов в госорганах — проблемы возникают на каждом этапе. «Вы просили разобраться, посмотреть, какие средний бизнес вносит средства в структуру ВВП, и малый бизнес, — обратилась Соловьева к коллегам. — Если мы действительно хотим сделать кардинальные меры, может быть, мы вообще должны освободить малый и средний бизнес от налогов на 10 лет». Именно это предложение депутаты предложили обсуждать и дальше.