Проблема финансовой грамотности становится мировым трендом, тому пример - недавние онлайн и оффлайн разбирательства между заемщиками и банками. В Казахстане решать эту проблему намерен Международный центр экономической грамотности.
В Казахстане стартует масштабная кампания по повышению финансовой грамотности населения «Просто о финансах», которая должна охватить своей деятельностью 2 млн. казахстанцев. Инициатором проекта выступил «Международный центр экономической грамотности» (МЦЭГ) при поддержке Kaspi bank.
Организаторы проекта отмечают, что за 20 лет независимости лишь небольшая часть граждан смогла научиться разбираться в финансовых продуктах и услугах и планировать семейный бюджет.
Директор МЦЭГ Гульмира Арбабаева, рассказала, что низкая финансовая грамотность - это проблема не только развивающихся стран: «Изучая международный опыт, мы пришли к выводу, что это проблема и крупных стран с развитой экономикой. К примеру, в Нидерландах 72% населения не разбираются в пенсионных системах. Во Франции 8 из 10 человек не до конца решительны в финансовых шагах».
Кроме того, председатель правления Kaspi Bank Михаил Ломтадзе пояснил, что сегодня в Казахстане среднестатистический потребитель использует лишь 10 финансовых продуктов из 100 существующих, и лишь 5 из них пользуются повышенным спросом:
«Если мы хотим достичь результата, и увеличить уровень использования самых популярных продуктов, или улучшить их восприятие, в первую очередь мы должны сконцентрироваться на финансовой грамотности».
Ломтадзе при этом призвал остальных участников рынка активно поддержать инициативу МЦЭГ и тоже внести вклад в дело повышения финграмотности населения.
По словам исполнительного директора МЦЭГ Салтанат Джарасовой, фонд будет системно и активно работать над повышением финансовой грамотности казахстанцев и вовлекать в этот процесс заинтересованные госорганы, депутатов, бизнес-сообщество, ведущих экспертов и СМИ. Она также отметила, что образовательные программы будут доступными и понятными для всех слоев населения, охватывая широкие слои населения - от детских садов до пенсионеров, как в крупных городах, так и в провинции.
По ее словам, инструментами повышения финансовой грамотности станут обучащие мероприятия, познавательные программы, учебники, игры, интерактивные сервисы и многое другое. Более точно методика реализации кампании будет сформирована по результатам масштабного исследования, которое МЦЭГ проведет в ближайшее время по всему Казахстану.
Данный замер, отметила Арбабаева, позволит более точно оценить степень финансовой грамотности различных слоев населения в каждом регионе. Такие исследования МЦЭГ планирует проводить ежегодно.
По словам директора МЦЭГ, деятельность фонда не будет замыкаться только на Казахстане: «Во всем мире активен тренд по работе с финансовой грамотностью населения. Этим вопросом занимаются даже правительства ведущих стран. Кроме того, сейчас мы ведем переписку по вхождению нашей организацию в международную сеть финансового образования – International Network on Financial Education (INFE)».
Далее фонд собирается провести ряд публичных семинаров, для которых, в том числе, будут приглашены известные мировые финансовые эксперт, в планах также - издание тематической литературы и обучающих пособий.
Для более эффективной и прозрачной реализации проекта МЦЭГ создаст Общественный совет экспертов, куда пригласит журналистов, блогеров, участников рынка.