• 3475
"От частного к общему" - так можно вкратце описать основной алгоритм работы недавно созданного мясного кластера. Впрочем, центростремительный принцип реализации достаточно масштабного и все более актуального на фоне ТС проекта вполне обоснован: около 80% всего поголовья крестьянского скота сосредоточено в личных хозяйствах населения. И для увеличения конкурентоспособности, считают инициаторы кластера, необходимо объединяться.

 

Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

О создании мясного кластера управляющий директор АО «НУХ «КазАгро» Анас Баккожаев объявил 23 мая 2013 года. Одной из приоритетных задач при этом стал  вывод отечественного мяса на экспортные рынки (в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала мяса КРС»).

 

Цель кластера – объединить всех заинтересованных участников проекта (сельхозтпроизводителей, переработчиков животноводческой продукции и др.) для увеличения производства качественной, конкурентоспособной мясной продукции. А также снизить транзакционные издержки при производстве и реализации казахстанского мяса на экспорт.

 

Актуальность этой инициативы с одной стороны очевидна. В настоящее время, около 80% всего поголовья казахстанского скота сосредоточены в личных хозяйствах населения. Этот фактор, по мнению экспертов, в основном и сдерживает развитие животноводческой отрасли.

 

Иван Сауэр, председатель правления мясомолочного союза Казахстана, также считает, что раздробленность мелких крестьянских хозяйств - один из сложнейших вопросов мясной отрасли, который необходимо решать кооперацией: «Однако любая попытка организовать что-то единое и целостное, расценивается собственниками хозяйств как посягательство на их самостоятельность и свободу. Поэтому и существует мелкотоварное производство и стихийный рынок. Цены на продукты, в зависимости от какой-либо ситуации, меняются везде, в том числе и в развитых странах. Но таких сильных скачков как у нас нигде нет. Это как раз и связанно с тем, что большинство участников рынка – мелкие и разрозненные. Крестьянским хозяйствам очень сложно выстраивать свои отношения с перерабатывающими предприятиями, поскольку тех не интересует 2-3 головы скота в месяц, им необходимо купить сразу 20-30 голов. Поэтому необходима кооперация».

 

Боташ Кузембаев, заместитель председателя правления АО «КазАгроПродукт», рассказал, что интерес животноводов к созданию кластера вызван, прежде всего, тем, что каждый из участников кластера будет иметь гарантированный сбыт и загрузку мощностей путем  оптимизации взаимодействия участников кластера и создания  согласованной системы закупа, переработки и реализации животноводческой продукции: «Будет организована более узкая специализация: сельхозтоваропроизводители будут ответственны за воспроизводство и поставку молодняка на близлежащие откормочные площадки, откормочные площадки за откорм скота, перерабатывающие предприятия за производство качественной продукции с экспортной составляющей».

 

По его информации, финансирование участников кластера планируется осуществлять посредством заемных средств, выделяемых холдингом КазАгро своей дочерней компании КазАгроПродукт. «КазАгроПродукт, в свою очередь, заключает форвардные сделки на поставку мяса и животноводческой продукции с перерабатывающими предприятиями и откормочными площадками сроком на  1-1,5 года.

 

Сумма финансирования ежегодно будет планироваться консультативно-совещательным органом при формировании общей заявки на финансирование. В свою очередь перерабатывающие предприятия и откормочные площадки заключают договора на поставку скота с сельхозтоваропроизводителями, в том числе с участниками программы «Сыбаға». Обязательным условием финансирования участников кластера является осуществление экспорта продукции в размере не менее 20-30% от полученной суммы финансирования с дальнейшим увеличением объёмов поставки.

 

Пока проект находится на начальной стадии реализации, вполне очевидно, что говорить о каких-то результатах рано. Тем не менее, говорить о контроле исполнения рабочих процессов и надзоре контролирующих органов уже имеет смысл.

 

Кузембаев, отметил, что в рамках кластера участники будут самостоятельно решать многие вопросы, в том числе и вопросы контроля и распределения денежных средств:  «Для удобства участники кластера объединяются по территориальному признаку в региональные кластеры на уровне областей».

 

Также, по его словам, представителями региональных кластеров и КазАгроПродуктом уже сформирован коллегиальный консультативно-совещательный орган: «Он будет рассматривать рекомендации региональных кластеров по установлению цен закупа, переработке и реализации животноводческой продукции, а также заявки на финансирование участников кластера, после чего направляет общую заявку на финансирование региональных кластеров в АО «КазАгроПродукт». 

 

По мнению Сауэра, КазАгро должна выступать здесь исключительно в роли финансирующей организации: «Общее администрирование должно осуществляться Минсельхозом, акиматами, и, возможно, министерством регионального развития. Без их координации, без их вмешательства и влияния, программа не достигнет тех результатов, которых требует президент. Эти органы смогут обеспечить жесткий контроль. Им нужна лишь воля и желание. А рычагов у них достаточно».

 

На вопрос о том, нужно ли в свою очередь контролировать Минсельхоз и другие названные им органы, Сауэр ответил, что вопрос заключается не столько в контроле, сколько в экономических механизмах и рычагах:

 

- Скажем, есть достаточно много предприятий по переработке мяса, но, тем не менее, люди ходят с бизнес-планами в тот же КазАгро и просят деньги для строительства новых. Зачем? И это никак не связано и не согласовано с территориями. Зачастую аким области узнает об этом случайно, потому что он не влияет на выдачу кредитов и потом его ставят перед фактом. А эти (действующие - V) предприятия не загружены, а там планируется строительство еще каких-то предприятий.

 

В первую очередь получаемая продукция будет предназначена для экспорта (преимущественно в Россию) и для дополнительного насыщения внутреннего рынка. Для выхода на экспортный рынок, прежде всего, кластер, по словам Кузембаева, призван помочь тем предприятиям и компаниям, у которых есть достаточный энтузиазм, но недостаточно материальных возможностей. Цели включить как можно большее количество сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий в кластер, перед проектом не ставится.

 

Смущает то, что кластер имеет довольно сильную экспортную направленность. Особенно в свете участия Казахстана в ТС и присутствия более сильных игроков на этом поприще. Однако Сауэр считает, что необходимость в поставке нашего мяса в ТС есть: «Например, у России, которая импортирует мясо. Если мы предложим им хорошее мясо, они с удовольствием будут брать у нас. Мы также вполне можем составить конкуренцию производителям ближнего зарубежья. Но это должны быть новые технологии, это не должно быть примитивно. Сегодня конкуренцию можно составить только современным уровнем решения вопросов».

 

Также обращает на себя внимание и то, что КазАгроПродукт не планирует массовой работы с крестьянскими хозяйствами. Потребность в этом есть, причем не только для экспорта, поскольку экспортные объемы не такие уж большие – в этом году кластеру необходимо поставить всего 500 тонн говядины.

 

При этом потребность есть и у внутреннего рынка. Если посмотреть на динамику роста, с 2010 года производство мяса увеличилось со 157 тыс. до 224,1 тыс. тонн и понятно, что дальше спрос и потребление будут только расти. А в свете разобщенности крестьянских хозяйств качественно и количественно увеличить производство вряд ли получится.

 

Сауэр также уверен, что на сегодняшний день программа эта очень сильно буксует из-за многих факторов. Один из наиболее сдерживающих, по его словам, это достаточно пассивная позиция самих сельскохозяйственных товаропроизводителей: «кто-то просто занимается зерном, и другое их мало беспокоит, потому что их отрасль менее трудоемкая и более привлекательная. Кто-то чего-то боится, не хочет ввязываться. Но и то, что нет четкой координации - тоже нужно признать.

 

Есть попытка сделать что-то на базе Акмолинской области, как пилотный проект, но этого, по мнению Сауэра, недостаточно: «нужно более глубокое администрирование этой программы».

 

Пока же неизвестно, сможет ли в действительности создание кластера показать хорошие результаты на экспортном рынке и как-то повлиять на локальный рынок. Сможет ли кластер сделать животноводческую отрасль такой же привлекательной, как растениеводство и решить главную проблему – разобщенность крестьянских хозяйств.

 

Тем не менее, уже создано 7 региональных кластеров, которые объединяют 65 сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий, занятых в производстве и переработке мяса и шкур КРС. И КазАгроПродукт по-прежнему оптимистично верит, что кластер улучшит инвестиционную привлекательность мясной отрасли благодаря увеличению производства качественной продукции и её сбыту.

 

 

Свежее из этой рубрики