На повестке переговоров Казахстана по вступлению в ВТО осталось, два проблемных вопроса – закрепление переходного периода в отношении требований о казахстанском содержании в закупках нефтегазовых и горнорудных компаний, предусмотренных в контрактах на недропользование, а также вопрос об уровне государственной поддержки сельского хозяйства. Об этом в среду, в ходе 3-го заседания Евразийского Делового Конгресса, проходящего в рамках VI Астанинского Экономического Форума заявил вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков.
Софья Пашкова, Астана, Vласть
На повестке переговоров Казахстана по вступлению в ВТО осталось, два проблемных вопроса – закрепление переходного периода в отношении требований о казахстанском содержании в закупках нефтегазовых и горнорудных компаний, предусмотренных в контрактах на недропользование, а также вопрос об уровне государственной поддержки сельского хозяйства. Об этом в среду, в ходе 3-го заседания Евразийского Делового Конгресса, проходящего в рамках VI Астанинского Экономического Форума заявил вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков.
- Это наиболее чувствительные вопросы, которые у нас остались в рамках этих переговоров, - отметил вице-министр. - Казахстан запрашивает уровень государственной поддержки сельского хозяйства, который, по нашему мнению, будет достаточным для реализации мероприятий в рамках государственных программ развития аграрного сектора.
Вместе с тем, Жаксылыков выразил уверенность, что решение по этим вопросам будет найдено, поскольку они «не являются проблемными, по которым невозможно нахождение компромисса». «По этим вопросам есть понимание, и мы думаем, что в ближайшее время, в течение полугода все-таки переговоры завершим и в новый год вступим уже в новом качестве», - заявил он.
По мнению министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, Казахстан имеет полное право рассчитывать на определенные переходные периоды со стороны ВТО. «Было бы справедливо и правильно для Казахстана, воспринявшего весь блок обязательств, получить и соответствующий блок прав», - заметил он.
По словам Тимура Жаксылыкова, практически по всем другим вопросам решения уже найдены. Так, достигнута договоренность по сохранению казахстанского содержания при закупке работ и услуг, а также привлечение казахстанских кадров в рамках контрактов на недропользование, по вопросам въезда и временного пребывания иностранных работников, а также по вопросам доступа на рынок инфокоммуникационных услуг.
Завершены переговоры и по тарифным вопросам. Однако «в целях полноценного функционирования Таможенного Союза, в условиях членства в ВТО России и присоединения в ближайшем будущем Казахстана, в настоящее время проводятся переговоры с членами ВТО по корректировке тарифных обязательств для установления гармонизированного уровня тарифных пошлин, которые будут применяться в ТС».
К настоящему времени уже достигнута договоренность о переходном периоде до 1 января 2017 года в отношении льгот по НДС и импортным таможенным пошлинам, которые предоставляются в рамках свободных экономических зон и свободных складов. Также достигнута договоренность о переходном периоде до 1 июля 2018 года в отношении льгот по импортным таможенным пошлинам в рамках инвестсоглашений о промышленной сборке. «Это важный режим, который позволяет нам надеяться на развитие автопрома», - подчеркнул вице-министр, добавив, что аналогичный период закрепила и Россия.
Поскольку перспективы существования Таможенного союза в условиях вступления стран ТС в ВТО вызывают немало сомнений, на них сосредоточился заместитель генерального директора ВТО Алехандро Хара. Заметив, что в ВТО «с надеждой» смотрят на предстоящее вступление Казахстана в Организацию, и уже сейчас виден «свет в конце тоннеля», он напомнил, что ВТО – это не только преимущества, но и целый комплекс обязательств, которые страна, вступающая в организацию, обязуется выполнять.
Что же касается Таможенного союза, то, заметил Хара, при создании ТС возникли определенные сложности, «поскольку члены ВТО не понимали последствия и влияние этого союза на торговлю других стран». «Парадокс заключается в том, что члены ТС наоборот ускоряют вступление в ВТО, потому что они разрабатывают те политики в области торговли, которые соответствуют правилам, которые существуют в ВТО. ТС, нормы и правила – были одобрены членами в контексте вступления РФ в ВТО. Таким образом, уже было заложено хорошее основание фактом вступления РФ в ВТО», - резюмировал он.
Опасений для бизнеса в свете вступления Казахстана в ВТО не видит и Андрей Слепнев, отметивший, что, по сути, Казахстан уже находится в условиях ВТО, восприняв порядка 75% нормативно-правовой базы». «В этом смысле говоря о последствиях или каких-то тревогах бизнеса, могу сказать, что никаких драматичных последствий мы не прогнозируем для Казахстана, поскольку действительно Казахстан уже в значительной степени в ВТО, и он испытывает уже усиливающее влияние глобализации вместе со всеми тремя странами – членами ТС. Дальнейшая интеграция в ВТО, и в рамках глобальной экономики, в первую очередь нацелена на то, чтобы дать казахстанскому бизнесу весь пакет преимуществ, который предусмотрен данными соглашениями», - считает он.
Вместе с тем, Слепнев обратил внимание на тот факт, что сегодня в ходе переговоров по вступлению Казахстана в ВТО демонстрируются попытки изменить условия для Таможенного союза в целом. Что, по мнению министра по торговле ЕЭК, недопустимо: «Мы считаем себя вправе рассчитывать на то, что через присоединение Казахстана не будет предъявлен новый пакет требований, в том числе по уже согласованным с Россией горизонтальным обязательствам. Такие попытки имеются, мы не готовы их воспринимать. Тем более, что она очереди присоединения Беларуси, и нам казалось бы, что согласованные условия присоединения должны быть распространены на весь Таможенный союз, точно также, как весь Таможенный союз воспринял обязательства через присоединение России. Это абсолютно справедливо».