Плавный переход к политике инфляционного таргетирования не спровоцирует резкого колебания обменного курса, заверил сегодня на брифинге в службе центральных коммуникаций председатель национального банка Кайрат Келимбетов.
«Более адекватным инструментом является политика более гибкого обменного курса. Мы в среднесрочной перспективе ходим перейти к методологии инфляционного таргетирования. Вопрос, переходить ли к политике инфляционного таргетирования прямо сейчас или в среднесрочной перспективе – это очень важный вопрос», - сказал Келимбетов.
По его мнению, правильным является переход в ближайшие три года – «с середины 2016 года, уже может начнутся формироваться соответствующие предпосылки». Келимбетов подчеркнул, что валютная корректировка прошлого года была последней, поскольку «мы считали, что в трехлетней перспективе мы создадим все предпосылки и разработаем соответствующую нормативную базу и отработаем с банками момент перехода к инфляционному таргетированию».
«Чем инфляционное таргетирование отличается от сегодняшней ситуации, как правило, все сравнивают, что в одном случае это более гибкий обменный курс, в другом – он фиксированный. На самом деле здесь появляется очень важный элемент, новый номинальный якорь, которым является ставка на тенговом рынке. Когда мы говорим о том, что нужно смотреть не только какой курс в обменнике, а больше ориентироваться на показатели инфляции, а они, в свою очередь, будут корректироваться в ту или иную сторону, соответственно, предоставлением или сжатием тенговой ликвидности», - объяснил глава Нацбанка.
Он также напомнил, что политика Казахстана последних 10-15 лет подразумевала собой фиксированный обменный курс. Именно поэтому раз в несколько лет в стране «накапливался определенный девальвационный навес, который снимался одновременной шоковой девальвацией».
«По сути, обе девальвации: девальвация 2009 года и корректировка 2014 года были запоздалыми изменениями, поскольку за предыдущие пять лет накапливалась определенная девальвационная усталость. А также в период перед проведением этих корректировок в течение значительного периода времени происходило значительное снижение золотовалютных резервов страны», - объяснил Келимбетов.
По словам Келимбетова, если цена на нефть будет находиться в коридоре 55-60 долларов за баррель, то приток средств в национальный фонд будет превышать оттоки из него. Если же среднегодовая цена будет ниже 50 долларов и реализуются более негативные сценарии, то «в таком случае мы предполагаем, что возможно плавное изменение обменного курса, опять же, я говорю о среднегодовой цене и о продолжительном снижении цен на нефть путем, в том числе, расширения коридора обменного курса».
«На сегодняшний день таких у нас предпосылок макроэкономических нет. И мы считаем, что сегодняшний валютный коридор позволяет нам находиться именно там, где сегодня тенге стоит порядка 185 тенге за один доллар», - заключил глава Нацбанка.