Всего неделя потребовалась мажилисменам, чтобы изучить предложенные правительством корректировки республиканского бюджета на 2014 год. В прошлую среду мажилис принял законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О республиканском бюджете на 2014-2016 годы", и ровно через неделю законопроект вынесен на пленарное заседание палаты для его одобрения.
Особых споров по предложенным поправкам не возникло. Впрочем, от высказывания замечаний мажилисмены не удержались. Так, Розакул Халмурадов обратил внимание на существенную разницу в размерах экспортных таможенных пошлинах на нефть между Казахстаном и Россией, заметив, что рост цен на бензин правительство традиционно объясняет соотношением с российскими ценами, тогда как размер ЭТП различается в разы, и это правительство не смущает. На этот упрек министр нефти и газа Узакбай Карабалин пояснил, что с учетом других видов налогов, в целом казахстанские нефтяные компании платят в бюджет не меньше, чем российские.
Мажилисмен Айкын Конуров заметил, что при нестабильности в мировой экономике странной кажется логика выделения немалых бюджетных средств (10,6 млрд тенге) на покупку зданий за рубежом для дипломатических миссий. Но, по логике правительства, покупка зданий - это вовсе не бездумные траты, а эффективное капиталовложение.
Впрочем, подводя итоги обсуждения, мажилисмены призывали друг друга предложенные корректировки бюджета поддержать. Главный аргумент "за" - это социальная направленность поправок. Так, Татьяна Яковлева особо выделила, что увеличение окладов гражданских служащих, повышение пенсий, пособий, стипендий после корректировки курса тенге - это "своевременная и необходимая мера". Виктор Киянский подчеркнул, что именно "благодаря поручению президента государство сохраняет свои социальные обязательства перед населением".
Однако некоторые депутаты обратили внимание и на проблемные вопросы. Нуртай Сабильянов заметил, что на развитие перерабатывающих предприятий предполагается направить лишь 3 млрд тенге, тогда как именно развитие переработки - ключевое направление в целом в развитии сельского хозяйства. Создание сети перерабатывающих предприятий при такой слабой поддержке будет невозможно, уверен мажилисмен.
"Правительство не делает этого, мы должны об этом говорить открыто", - заявил он. На аграрный сектор обратил внимание и Азат Перуашев, подчеркнувший, что сохранение инвестиционных субсидий для уже созданных предприятий - принципиальный момент для развития отрасли. "Мы - фракция "Акжол" будем настаивать на сохранении этих субсидий для сельских предприятий. Учитывая, что проект содержит большую социальную часть, конечно, его следует поддержать. Мы считаем возможным этот закон поддержать, но настроены на дискуссию в правительстве по его реализации", - заявил он.
Поддержали законопроект в итоге депутаты единогласно.
Как уже сообщалось, вносимыми поправками устанавливается среднегодовая цена на нефть на уровне 95 долларов за баррель. Ранее цена на нефть была заложена 90 долларов за баррель. Прогноз реального роста ВВП страны в 2014 году оставлен без изменений - 6%. Также неизменным остается рост объема промышленной продукции оставлен на прежнем уровне - 2,7%, объем производства нефти также сохраняется на ранее прогнозируемом уровне 83 млн. тонн. Уточнен в сторону увеличения прогноз по росту объемов в строительном секторе до 2,5% (на 0,7% выше прежнего прогноза). Экспорт товаров по прогнозам составит 86,3 млрд. долларов, что на 1,6 млрд. долларов выше по сравнению с одобренным прогнозом. Импорт товаров составит 52,2 млрд. долларов, на 6,4 млрд. долларов ниже ранее одобренного прогноза. Параметры по инфляции сохранятся в прогнозируемом коридоре 6-8 % на конец года.
Поступления республиканского бюджета составят 6 206,1 млрд. тенге или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом (5 773,7 млрд. тенге) на 431,7 млрд. тенге. Доходы республиканского бюджета (без поступления трансфертов) уточнены с увеличением на 331,7 млрд. тенге против утвержденного плана 4 029,4 млрд. тенге и составят 4 360,9 млрд. тенге.
Дефицит республиканского бюджета, финансируемый за счет займов, сокращается на 40 млрд. тенге, и составит 918,7 млрд. тенге.
Расходы республиканского бюджета в 2014 году составят 7 124,8 млрд. тенге, с увеличением относительно утвержденного объема на 408,7 млрд. тенге. Дополнительные средства предложено распределить на ряд приоритетных напрввлений. Так, для поддержки социально-уязвимых слоев населения, проектом уточненного республиканского бюджета предусмотрено 121,6 млрд. тенге.
В эту сумму входят и средства, направленные на повышение с 1 апреля текущего года: ежемесячной надбавки в размере 10% к должностному окладу гражданских служащих в сумме 63,5 млрд. тенге; размеров пенсионных и государственных социальных выплат в сумме 53,4 млрд. тенге; размера стипендий студентам, обучающимся в рамках государственного образовательного заказа на 10% на общую сумму 4,7 млрд. тенге.
Кроме того, на реализацию Программы «Доступное жилье – 2020» дополнительно предусмотрены расходы на сумму 20,8 млрд. тенге (на кредитование через систему ЖССБК – 2,6 млрд. тенге, арендное жилье для очередников и молодым семьям – 2,4 млрд. тенге, развитие инженерной инфраструктуры – 10,3 млрд. тенге, строительство арендного жилья через АО «Ипотечная организация Казахстанская ипотечная компания» - 5,5 млрд. тенге). На улучшение состояния коммунальной инфраструктуры в рамках Программы «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства» дополнительно предусмотрено 8 млрд. тенге для установки тепловых счетчиков в 16 000 многоквартирных жилых домах.
На выполнение международных обязательств дополнительно предусмотрены расходы в сумме 21,8 млрд. тенге. Из них Министерству по чрезвычайным ситуациям на приобретение вертолетов предусмотрено 11,2 млрд. тенге, Министерству иностранных дел на приобретение здания Посольства в г. Париж предусмотрено 10,6 млрд. тенге.
В целях реализации Национального плана организации и своевременного проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 дополнительно поддержано 10 млрд. тенге.
На развитие транспортной инфраструктуры (на реконструкцию и проектно-изыскательские работы на участках «Алматы-Капшагай» и «Астана-Темиртау») дополнительно будут выделены средства в размере 15 млрд. тенге. На поддержку и развитие городов Астана и Алматы в рамках проведения ЭКСПО-2017, Зимней Универсиады 2017, планируется направить целевые трансферты по 15 млрд. тенге соответственно.