Мировая экономика становится все более непредсказуемой. Традиционные отрасли сталкиваются с неожиданными трудностями, влияющими на общую обстановку в мире. Все ли страны поражены кризисом и от чего он возник? Vласть подготовила обзор глобальных экономических трендов.
Китайская двойственность
Вторая крупнейшая экономика мира, похоже, столкнулась с крупными структурными проблемами: рост ВВП Китая в прошлом году составил всего 7,4%. Разумеется, многим странам мира такие цифры только снятся, однако китайцы бьют тревогу. В последние два десятилетия экономика страны росла рекордными темпами, превышающими 10% в год, и жители страны привыкли к стабильному и стремительному улучшению качества жизни.
По мнению ведущих западных экономистов, главными причинами замедления роста стали долги региональных властей и пузырь на рынке недвижимости. «Финансовая структура Китая довольно хрупка, - заявил профессор школы бизнеса Нью-Йоркского университета Рой Смит в ходе интервью агентству Bloomberg. - Правительство страны намеренно искажало статистические данные, чтобы привлечь иностранные инвестиции. Истина, тем не менее, постепенно всплывает».
Так, по итогам 2014 года государственный долг Китая составил 282% ВВП. Пытаясь подстегнуть слабеющую экономику, центральный банк страны с 1 марта снизил ключевые процентные ставки по 12-месячным депозитам и кредитам - до 2,5% и 5,35% соответственно. Стоит отметить, что подобная мера принимается уже во второй раз за последние четыре месяца - настолько взволнованы правительство и компартия.
В середине марта состоится съезд высшего законодательного органа КНР - Всекитайского собрания народных представителей. В соответствии с лучшими коммунистическими традициями, делегаты, как правило, единогласно утверждают решения, принятые Центральным комитетом. Ожидается, что в этом году партия поставит задачу обеспечить 7%-й рост ВВП (прошлогодняя цель - 7,5%). Между тем, по прогнозам агентства Standard & Poor’s, по итогам года китайская экономика вырастет на 6,9%.
В свете нынешнего положения дел мнения экспертов насчет долгосрочных перспектив Китая разделились. Главный экономический аналитик по Китаю в Royal Bank of Scotland Луис Куис оптимистичен: «Стране есть куда расти: по показателю ВВП на душу населения Китай находится на уровне Японии 1960 года». Профессор Рой Смит из Нью-Йоркского университета, напротив, считает, что Китаю не удастся стать первой экономикой мира. По его мнению, страну ждет затяжной кризис. Помимо экономических проблем, этому будет способствовать масштабная коррупция и стареющее население.
Троянский конь Ципраса
Ситуацию в Европе можно охарактеризовать как временное затишье. В конце февраля Евросоюз согласился дать Греции отсрочку по уплате долгов еще на четыре месяца. В обмен на это премьер-министр страны Ципрас обязался продолжить режим жесткой экономии: реформировать налоговую систему, объединить пенсионные фонды и провести приватизацию государственного имущества.
Это очередной этап операции по спасению Греции, которая длится вот уже пятый год. Госдолг страны превышает 365 млрд. долларов, что составляет 180% ВВП. Экономическая рецессия сказалась на всех аспектах жизнедеятельности государства: количество самоубийств выросло на 45%; в 10 раз увеличилась заболеваемость ВИЧ; без работы - более четверти населения.
Вновь согласившись на сотрудничество с Евросоюзом, Ципрас обманул ожидания греков. Еще в январе этого года его партия - Коалиция радикальных сил СИРИЗА - обещала избирателям оставить позади «пять лет унижений» и не просить помощи у европейских финансовых институтов. Именно это помогло СИРИЗА завоевать симпатии 36% населения и выиграть выборы. Люди надеялись, что жесткая экономия средств, которую требует Евросоюз для выплаты долгов, прекратится. Этому не суждено было сбыться, зато правительство страны обеспечило себе промежуточное финансирование до июня текущего года.
По мнению экспертов, отсрочка по кредиту структурных проблем Греции не решит. Глава МВФ (входящего в «тройку кредиторов» наряду с ЕЦБ и Еврокомиссией) Кристин Лагард отметила, что меры Ципраса «в целом неконкретны». Германия и вовсе назвала запрашиваемые Грецией условия «троянским конем». Вопрос о выходе страны из еврозоны, таким образом, остается открытым.
Российская сталь: период роста
Экономика России постепенно скатывается в рецессию. Правительство прогнозирует 3%-ное сокращение ВВП по итогам года. За прошедшие два месяца средний уровень зарплаты в реальном выражении снизился на 8%, инфляция по итогам января составила 15%. Крупные иностранные компании уходят из России или сокращают производство. Pepsi-Cola через несколько месяцев закрывает завод в подмосковном Раменском, а Mercedes-Benz отложила решение о производстве седанов на российских сборочных предприятиях.
Впрочем, плохим новостям из России в последнее время никто не удивляется. В происходящем и правда мало хорошего. Сложившаяся ситуация, тем не менее, весьма выгодна некоторым российским экспортерам, в особенности - представителям сталелитейной промышленности. Такие компании, как «Северсталь» и «Новолипецкий металлургический комбинат» увеличили чистую прибыль до 30% благодаря удешевлению себестоимости производства. Полученная в долларах выручка за экспорт в рублевом эквиваленте теперь составляет значительно больше.
Укрепление позиций российских сталелитейщиков отмечают даже конкуренты. «Рубль рухнул, а это означает, что экспортеры из России значительно укрепили свои позиции, - отметил финансовый директор ArcelorMittal Адитья Миттал в интервью западным СМИ. - Спрос на сталь внутри страны также значительно снизился, и у производителей появилась возможность увеличить экспорт на внешние рынки».
В прошлом году Россия произвела 70,65 млн тонн стали - это самый высокий показатель со времен развала Советского Союза. На сегодняшний день себестоимость производства горячекатаного стального рулона в России составляет около 250 долларов за тонну. В Бразилии этот показатель составляет 405, в Китае - 434.
Нефтяная революция
Цена за баррель в 100 долларов недосягаема в ближайшие несколько лет - в этом сходятся мнения западных нефтяных компаний, аналитиков и саудитов. Сланцевая нефть в корне изменила конъюнктуру рынка, и стоимость сырья в 50-60 долларов кажется оптимальной.
Суть перемен заключается в особенностях разработки сланцевых месторождений. Компаниям требуются минимальные затраты и несколько недель для начала или остановки добычи сланцевой нефти, тогда как бурение офшорных скважин может занять до десяти лет и обойтись в сумму около 100 млн долларов. Кроме того, американские сланцевые компании мобильны и относительно независимы в принятии решений. Все это дает им определенные преимущества перед традиционными корпорациями и странами, входящими в ОПЕК.
Затяжные периоды кризиса на нефтяном рынке случались и раньше. Сейчас часто вспоминают период конца 80-х - начала 90-х, когда на фоне увеличения спроса стоимость барреля нефти долгое время держалась на уровне 20 долларов. Что-то подобное может случиться и в этот раз, учитывая замедление темпов роста европейской и китайской экономик.
Текущие цены невыгодны и для большинства производителей сланцевой нефти: их совокупная рыночная стоимость в США снизилась на 200 млрд долларов с начала июня. Многие компании заморозили часть скважин до лучших времен. Ирония, однако, заключается в том, что как только ценовой порог поднимется выше 60 долларов, разработчики за несколько дней введут в строй замороженные месторождения, и цены снова опустятся.
Глава одной из старейших сланцевых корпораций Continental Гарольд Хам в недавнем интервью агентству Bloomberg заявил: «Благодаря новым технологиям, которые совершенствуются каждые полгода, наша компания прекрасно будет чувствовать себя при цене в 65 долларов за баррель. Откровенно говоря, мы будем зарабатывать больше, чем несколько лет назад, когда баррель стоил около 100 долларов».
Вполне возможно, эра нефтяного господства закончилась навсегда. Эта тенденция вполне соответствует общему вектору происходящих в экономике перемен. Основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб назвал нынешний мир «пост-посткризисным». Движущей силой в нем станет технологическая революция, происходящая уже сегодня.