Помимо эстетической составляющей казахстанские здания отличаются от западноевропейских значительным потреблением энергии на квадратный метр. В Казахстане оно в 2-3 раза больше. Причина этого – устаревшие строения и технологии, по которым эти здания были построены в 1960-х годах. Среди них большая доля жилых зданий.
Дмитрий Мазоренко, Vласть
Недавно Vласть писала о проблеме энергоэффективности в Казахстане в общем. Однако к 2016 году жилищный сектор, по прогнозам экспертов ПРООН, должен значительно увеличить потребление энергии. В свете этого, проблема энергоэффективности жилья обостряется, поскольку сберегать энергию дешевле, чем производить её вновь.
Сегодня строительный комплекс и коммунальный сектор Казахстана впустую потребляют более 40% полезной энергии. К примеру, в 5-этажных жилых домах старой постройки 50% теплоэнергии тратится на нагрев просачивающегося или вентилируемого в помещении воздуха. 20% тепла теряется из-за стен здания, свыше 10% из-за окон и около 10% уходит через чердаки и полы первых этажей. К этому добавляется еще и экологическая проблема - примерно половина выборосов парниковых газов в атмосферу связана с тепло- и электроснабжением жилищного фонда.
Если при этом еще и учитывать гораздо более мягкий климат в Европе, а также распространенные технологии по регулированию уровня теплоснабжения, то можно представить, насколько казахстанское строительство более расточительно, чем на Западе.
В Казахстане история повышения энергоэффективности жилья началась в 1997 году, с вступлением в силу закона об энергоэффективности. Однако тогда он имел декларативный характер за неимением в нем конкретного плана действий и задач. В 2009 году был подготовлен новый проект закона. Однако в основном он касался крупных энергетических и промышленных предприятий. Внимание к жилищному фонду было мизерным.
Во многом это связано с тем, что результатов по энергосбережению крупных объектов можно достичь с меньшими усилиями, в том числе и финансовыми. Еще один фактор – не до конца продуманное разделение обязанностей агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Тем не менее, потенциал для повышения энергоэффективности жилого сектора в Казахстане был и остается большим. Значительной экономии теплоэнергии можно достичь модернизацией системы отопления и горячего водоснабжения - установить приборы для регулирования температуры воды, тепловой защиты зданий и т.д.
В странах ближнего и дальнего зарубежья, наряду с вышеприведенными инструментами, при строительстве используют материалы, повышающие тепловую защиту и герметичность зданий. В Европе были специально разработаны правила для уменьшения теплопотерь, по которым необходимо оснащать здания ограждающими и воздухонепроницаемыми конструкциями. Наряду с этим осуществляется постоянный мониторинг жилых домов для определения расходов потребления энергии и способов дальнейшей оптимизации.
В определении инструментов, необходимых для строительства и модернизации жилых домов, помогают энергетические сертификаты. Они определяют нормы и стандарты энергетических расходов на отопление, освещение, кондиционирование и горячее водоснабжение.
В 2010 году ООН разработал для Казахстана программу развития энергоэффективного проектирования и строительства жилых зданий. В 2011 году, с началом строительства первого энергоэффективного дома в карагандинской области и началась реализация этого проекта.
Благодаря проекту при строительстве должны быть внедрены энергоэффективные механические системы отопления и вентиляции, освещения и горячего водоснабжения. В паспорте проекта сказано, что эти меры должны привести к сокращению энергопотребления на 50% (среднестатистический дом ежедневно потребляет – 140 кДж/м2 °C теплоэнергии).
Стоимость строительства одного квадратного метра такого жилья - 400$. Планировалось, что дом окупится за 9,5 лет, если стоимость энергии будет сохранять показатель 2010 года. Но при повышении тарифа на теплоэнергию, дом мог бы окупиться быстрее. В масштабах всей страны энергоэффективные технологии способны кардинально повлиять на конкурентоспособность экономики, на экологию и, разумеется, на расходы населения.
Тем не менее, Сауле Мустафаева, эксперт проекта энергоэффективного проектирования и строительства жилых зданий, в рамках которого строится этот дом, рассказала, что тариф на тепло увеличиваться и уменьшаться не будет. «Но люди должны будут почувствовать, что они платят за тепло меньше» - отметила Мустафаева.
Она также рассказала, что в условиях ТС технологически это жилье будет вполне конкурентоспособным: «Проект дома был разработан специалистами из Беларуси. Этот дом – аналог тех, что строятся в Беларуси». К слову, на постсоветском пространстве белорусы лидируют по показателям энергоэффективности. Более того, по её мнению, если проект покажет себя эффективным, и в дальнейшем пойдет активный процесс строительства подобного жилья и модернизация ныне существующего, в этом аспекте энергоэффективности у Казахстана есть шансы опередить Россию. Поскольку у большинства российских домов устаревшая система вентиляции.
С усовершенствованием закона в 2009 году и появлением проекта ООН ситуация с энергоэффективностью жилья начала меняться. Но не кардинально. Сегодня, как и раньше, при реализации подобных проектов существуют политические и законодательные барьеры – неполноценное распределение полномочий между госорганами и устаревшие стандарты.
Как рассказали Vласти в одном из строительных консалтинговых агентств, последний раз СНИП по отоплению, вентиляции и кондиционированию был изменен в 2006 году. Ситуация после введения закона об энергоэффективности не сильно изменилась. Особое внимание энергоэффективности при строительстве нового жилья не уделяется. Она по-прежнему наряду со всеми остальными стандартами.
Вкупе с этим наблюдается и недостаточное финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности жилого сектора, недостаток и низкая конкурентоспособность строительных материалов и товаров, необходимых для проведения подобных мероприятий. И различные информационные барьеры.
Тем не менее, уже в сентябре этого года планируется введение в эксплуатацию энергоэффективного дома в Караганде. После этого еще год-полтора будет проводиться мониторинг его эффективности. И тогда, при положительных результатах, быть может, вопрос энергоэффективности выйдет из тупика.