Спустя два года новостные заголовки страны вновь запестрели многообещающим словосочетанием «народное IPO». Идеологи акции настаивают на том, что ничего проще и быть не может. Vласть рассказывает про то, что такое IPO, из чего состоит, и в чем его «народность».
Три факта изматериала, который вычитаете:
1) Основной целью IPOявляется привлечение дополнительных финансовых ресурсов, которые пойдут на дальнейшее развитие компании, ее расширение или модернизацию.
2) Перед первичным размещением акций на фондовой бирже компания, как правило, проходит длительную процедуру подготовки к приобретению публичного статуса, которая может включать в себя даже оптимизацию корпоративного управления.
3) «Народные» IPOпроходят в странах мира с переменным успехом. В некоторых случаях дело доходило до обратного выкупа акций государственных компаний у населения.
IPO - далеко не новое изобретение человечества. Оно впервые появилось еще в 70-е годы XX века. Между тем истинную популярность оно снискало только в конце 90-х годов. Именно тогда свыше 200 компаний впервые разместили на открытом рынке собственные акции, положив таким образом начало их превращению из частных в публичные. В этом в общем-то и заключается суть такого феномена как IPO. Нужно отметить, что вторичный и последующие выпуски акций на продажу уже не будут являться IPO - это будет простое публичное предложение (PO).
В ходе IPO акции той или иной компании предлагаются неограниченному кругу физических и юридических лиц, то есть в итоге ее совладельцем может стать фактически любой желающий. Так, например, акционерами АО «КазТрансОйл» в 2012 году стали 10 еще существовавших на тот момент пенсионных фондов и почти 34 тыс. граждан Казахстана. Все они имеют безусловное право на получение части прибыли акционерного общества. В 2014 году, к слову, сумма дивиденда на одну простую акцию «Казтрансойл» составила 109 тенге (при этом купить одну простую акцию можно было за 725 тенге).
Целей проведения IPO у компании может быть много, однако основной из них является привлечение дополнительных финансовых средств на развитие. Побочными, но не менее важными, последствиями IPO являются имиджевые «бонусы». После того, как компания становится публичной, ее узнаваемость на рынке заметно возрастает. Если на IPO выходит крупная государственная компания, ее рейтинг в глазах населения, как правило, повышается. Банки охотнее выдают кредиты под залог акций публичных компаний - хотя бы потому, что их отчетность должна быть прозрачной. А когда государство нельзя считать абсолютно правовым, IPO может даже стать гарантией от незаконных действий государства или криминалитета.
IPO - процесс достаточно длительный, и по факту само размещение акций на рынке является лишь вершиной этого айсберга. Для начала должно быть принято стратегическое решение. На его принятие влияет целый ряд факторов - от размера компании до динамики ее основных финансовых показателей. Затем нужно озаботиться выбором площадки для IPO (внутри страны или за рубежом), ведь это, как минимум, повлечет за собой определенные издержки. Дальше компания приступает к формированию команды по размещению.
Главным в этой команде должен стать инвестиционный банк (андеррайтер), который собственно и займется разработкой плана и схемы IPO. Кроме этого, в процессе подготовки важны грамотное юридическое сопровождение проекта, профессиональный аудит финансовой отчетности компании, наличие финансового консультанта, который установит нужные взаимоотношения с фондовой биржей и, разумеется, эффективная информационная кампания.
На следующем этапе компания должна как следует подготовиться к приобретению публичного статуса. Это подразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании (due diligence), подготовку финансовой отчетности, проведение юридической экспертизы, оценку технологического и кадрового потенциала, маркетинговый анализ деятельности. Такая всесторонняя оценка бизнеса позволяет не только определить предположительную цену предложения акции, но и выявить узкие места, что в свою очередь может стать толчком для запуска процесса реорганизации компании, оптимизации ее структуры. И только после завершения этих масштабных мероприятий андеррайтеры, юристы и PR-специалисты приступают к активной фазе своей работы, обеспечивая беспроблемный выход компании на открытый рынок и сопровождая ее на протяжении всего IPO.
В мировой практике «народным» IPO (и казахстанские брошюры о «Народном IPO», которые можно найти в любом почтовом отделении, этому совершенно не противоречат) считается первичное размещение на рынке акций государственных компаний. Вторая его особенность в том, что акции размещаются, в первую очередь, среди граждан той страны, в которой они оперируют. По сути, «народное» IPO можно запросто принять за масштабную приватизацию государственной собственности.
Дело это, по мнению экспертного сообщества, сопряжено не просто с рисками, а с большими рисками. Для государства принципиально важными являются верный выбор компании-эмитента, времени проведения IPO, объективная оценка стоимости компании, финансовая грамотность населения, степень готовности инфраструктуры фондового рынка и др. При самом оптимистичном сценарии развития событий IPO может стать мощнейшим стимулом для развития экономики развивающейся страны. В случае неудачи саму компанию и фондовый рынок ожидают самые неприятные последствия.
Явным преимуществом «народного» IPO над приобретением акций частной компании является то, что акции национальных компаний воспринимаются населением как более надежные - ведь принято считать, что государство всеми силами будет стараться не допустить их банкротства. Тем не менее, как показывает мировой опыт, даже в этом случае розничные инвесторы не застрахованы от снижения цены на акции компании (а значит, и от убытков). Миру известны случаи, когда государство вынуждено было обратно выкупать у населения акции национальных компаний. Россия познала этот печальный опыт, когда, например, в 2012 году обратно выкупила у тысяч россиян акции Банка ВТБ, который осуществил первичное размещение 22,5% своих акций на рынке в мае 2007 года.
В свете вышесказанного все, на что могут надеяться рядовые граждане страны - это то, что в среднесрочной перспективе доходность приобретенных ими акций, вероятнее всего, вырастет. Как изменится цена «народных» акций в долгосрочной перспективе, едва ли возьмется прогнозировать хоть один финансовый аналитик. Хотя казахстанское правительство уверено, что кроме получения прибыли граждане должны учитывать еще два немаловажных момента - участвуя в «народном» IPO, они не только станут совладельцами ведущих отечественных компаний, но и повысят свою финансовую грамотность.