95 процентов казахстанского ювелирного бизнеса на сегодняшний день находятся в тени. Чтобы отечественные предприниматели стали заниматься своей деятельностью законно в стране разработали первый за годы независимости закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», с помощью которого данная отрасль будет полностью контролироваться и регулироваться. Сегодня его презентовали в мажилисе.
По словам вице-министра по инвестициям и развитию Альберта Рау, в первую очередь в новом законопроекте прописаны вопросы государственного контроля при вывозе и ввозе материалов, сырьевых товаров, содержавшие драгоценные металлы.
«Если юридическое или физическое лицо хочет вывезти, обязаны в уставленном порядке получить подтверждение возможности переработки или отказ от отечественных переработчиков драгоценных металлов», - пояснил вице-министр.
Также за собственником импортером уставлено обязательство реализовать национальному банку страны аффинированное золото, переработанное на территории других государств. «Соответственно, в данным законопроекте закреплено преимущественное право национального банка по покупке этого аффинированного золото», - подчеркнул он.
«Представленным законопроектом закрепляется норма, даже если ты если все-таки вывез (золото), а преимущественное право на золото у национального банка, соответственно тебе придется обратно его опять везти, - продолжил Рау. - Поэтому прежде чем вывозить ты посчитай, может все-таки выгоднее у нас переработать».
Кроме того несколько статей законопроекта посвящено стимулированию развития ювелирной промышленности в стране. Речь идет о обязательном клеймении в уполномоченных организациях. А в для развития аффинированного золота, вся реализуемая на территории страны продукция, освобождается от НДС, правда с ограничением по весу 32 тройские унции.
«Также законы вводиться норма, которая стимулирует использование драгоценных металлов в качестве финансового инструмента накоплений и инвестиций. Для извлечения драгоценных металлов и сырьевых таковом переработки сырья на территории Казахстана требуется определение возможности/невозможности переработки, получение подтверждения от наших переработчиков. В случае получении подтверждения возможности переработки сырья осуществляется его аффинаж на отечественных мощностях», - заключил вице-министов.
Депутатов сразу заинтересовал вопрос поддержки отечественного бизнеса. Мажилисмена Турсунбек Омурзаков привел данные ассоциации ювелиров, согласно которой «95% казахстанского ювелирного бизнеса находится в тени, а государственный бюджет ежегодно недополучает 200 млн долларов. 99% нашего ювелирного бизнеса находится в руках иностранцев, иностранных компаний».
«Наше отечественное производство обеспечивает менее 1% ювелирных изделий, - возмутился депутат. – Хотелось бы знать, какие стимулирующие меры для развития ювелирного бизнеса предусмотрены в этом законе, чтобы мы, отечественные производители могли производить ювелирные изделия?».
Рау признал, сегодня ювелиры приобретают золото или на черном рынке или в ломбарде, «которые тоже находятся в серой зоне».
«Другого источника сырья у ювелиров сегодня просто нет», - признал он.
Однако вице-министр заверил, что аффинажный завод в Астане, который был открыт год назад, в отличие от двух старых, «которые производили только кирпичи по 12 килограмм», производит гранулы и маломерное золото.
«(Слиток золота – V.) - 12 килограмм. 12 кг на сегодняшний день – это примерно 700 тысяч долларов. Даже наш ведущий алматинский завод ювелирных изделий не всегда может себе позволить заморозить сразу в таком количестве деньги. Тем более, если мы говорим о малом и среднем бизнесе. Поэтому на сегодняшний день государство профинансировало, чтобы завод мог расширить линейку по сырьевой базе, и чтобы оно производило в гранулах, слитках, начиная от 10 грамм и выше», - пояснил он.
«Мы считаем, что когда по закону мы все это дело отстроим, у наших ювелиров появится возможность легально покупать у Национального банка (золото) по цене лондонской бирже. Это будет стимулировать. Второе – это клеймение, то, что мы демонополизируем эту сферу, это тоже важный фактор», - добавил вице-министр.
Подняли депутаты и вопрос налоговых льгот для отечественного бизнеса. Сегодня в Казахстане действует нулевой НДС на экспорт такой продукции, а при продаже внутри страны – 12%. Мажилисмены предложили пересмотреть эти ставки.
«Вопросы льгот по налогообложениям давайте на рабочей группе еще раз посмотрим. Я прямо могу сказать, я не готов сегодня говорить по налоговым стимулам», - заключил вице-министр.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.