Первые итоги реформирования модели госслужбы подвели в среду в Астане. В министерстве по делам государственной службы результатами довольны, обещают и дальше активно реформировать отечественный госаппарат. В национальном бюро по противодействию коррупции оценок не делают, а констатируют факты: за полгода в стране выявлено более полутора тысяч коррупционных преступлений.
Выступая на коллегии, вице-министр по делам государственной службы Нурлан Ыбырайым говорил о позитивных результатах. Так, благодаря внедренной в первом полугодии карьерой модели госслужбы, из общего числа проведенных конкурсов в 48% случаев вакансии были заняты действующими госслужащими. Это, по оценке министерства, положительный результат, поскольку в прошлом году этот показатель составлял лишь 26%. Количество назначений с нижестоящих на вышестоящие должности увеличилось на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А уровень сменяемости среди госслужащих снизился почти в два раза - если в первом полугодии 2015 года он составлял 5,6%, то в 2016 году - 3,6%.
«Количество возможностей внеконкурсного занятия должностей значительно сократилось. Так с внедрением закона о государственной службе возможность переводов упразднена до 97% среди госслужащих. В результате в первом полугодии в стране произведено 218 переводов, что в 20 раз меньше аналогичного периода прошлого года. Так, в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество назначений из кадрового резерва сократилось в 2,5 раза», - отметил Ыбырайым.
Сокращается и количество дисциплинарных нарушений. По словам вице-министра по делам госслужбы Айгуль Шаимовой, по сравнению с прошлым годом на треть уменьшилось количество рассмотренных дисциплинарных дел. Так, в первом полугодии за нарушение этических норм к дисциплинарной ответственности привлечено 114 государственных служащих областного и районных уровней. В прошлом году было привлечено 163 человека.
«Если рассматривать по видам ответственности, то они разделены следующим образом: объявленные замечания - 33, выговоров - 38, строгих выговоров - 29, предупреждены о неполном служебном соответствии - 10 служащих. Понижен в должности один и уволено четыре госслужащих. По видам проступков в основном это проявление служащими грубости при обращении с коллегами и гражданами, управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, а также непринятие мер по опровержению дискредитирующих сведений, опубликованных в СМИ», - перечислила Шаимова.
Положительное влияние оказало введение института проступков, дискредитирующих госслужбу (раньше они относились к коррупционным правонарушениям). «Совершение проступков, дискредитирующих госслужбу также сократилось в более чем в два раза: если в прошлом году за совершение коррупционных правонарушений привлекалось 211 служащих, то в этом году за дискредитацию наказаны 99 человек», - сообщила вице-министр.
Основные же виды правонарушений, по ее данным, таковы: оказание неправомерного предпочтения при подготовке и принятии решений (78% правонарушений от общего числа дискредитирующих проступков), оказание кому бы то ни было незаконного содействия предпринимательской или иной деятельностью, связанной с привлечением доходов (17%), а также использование должностных полномочий в решении вопросов, связанных со своими материальными интересами (5%).
Менее позитивная картина оказалась у заместителя председателя Национального бюро по противодействию коррупции Талгата Татубаева. Он констатировал: в первом полугодии антикоррупционной службой выявлено свыше полутора тысяч коррупционных преступлений, преимущественно это взяточничество и злоупотребление. Увеличилась выявляемость хищений, почти в два раза увеличилась направляемость дел в суд. Из установленного ущерба в 29 миллиардов тенге возмещено 8 миллиардов или 30 процентов. Наложен арест на имущество в размере 13 миллиардов тенге.
В целом по республике привлекается к ответственности порядка 588 должностных лиц. Из них 11 – это руководители республиканского уровня, 39 областного, 79 городского и районных уровней, 16 акимов и их заместителей. «Наиболее подверженными коррупции являются акиматы, органы внутренних дел, министерство сельского хозяйства, здравооохранение, квазигосударственный сектор и комитет государственных доходов», - перечислил Татубаев.
По его словам, после выявления системных проявлений коррупции в отношении первых руководителей управления здравоохранения Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей, Антикоррупционной службой проводился анализ причин, способствующих совершению коррупционных преступлений в этой отрасли. »В результате выяснилось - при реализации контроля разрешительных и организационных распорядительных функций. Коррупционные проявления установлены и в деятельности подведомственной организации ТОО СК «Фармация», которая, являясь единым дистрибьютером по закупу медпрепаратов, значительно завысила стоимость лекарственных средств. Выборочный мониторинг только лишь 22 дорогостоящих их видов выявил разницу в стоимости в сравнении с рыночной ценой на 3,5 миллиарда тенге», - привел данные Татубаев.
Подобные исследования проведены и по деятельности органов внутренних дел, в частности, «в уголовно-исполнительной системе и дорожно-патрульной службе, которые сегодня являются самой коррумпированной структурами в правоохранительных органах». Каковы результаты этих исследований замглавы антикоррупционного бюро не сообщил.
В целом, по его словам, для устранения обстоятельств, способствующих совершению уголовных правонарушений по результатам досудебного производства государственным организациям внесено 921 представление, в том числе в акиматы - 328, в органы внутренних дел - 323, комитет госдоходов - 64, органы юстиции 39. В результате к различной дисциплинарной ответственности привлечены 765 должностных лиц, в том числе уволены с госслужбы - 54, освобождены от занимаемой должности - 65 человек, предупреждены о неполном соответствии - 125 человек.
Такие данные не вызвали особой реакции у министра по делам государственной службы Талгата Донакова. В интервью журналистам он заявил: «Я думаю, что эти данные свидетельствуют о том, что национальное бюро напряженно работает в вопросах противодействия коррупции». Саму реформу госслужбы министр оценил положительно, после чего заявил - бороться с коррупцией должны не только министерство и антикоррупционное бюро, а весь Казахстан:
«Дело в том, что борьба, противодействие коррупции - это конечно функционально сфера ответственности национального бюро прежде всего. Но борьба и противодействие коррупции - это сфера ответственности и задача всего государственного аппарата Казахстана, страны. Наша задача прежде всего состоит в том, чтобы формировать в работе государственного аппарата страны такие правила и процедуры, такие нормативы и такие стандарты, которые позволяли снижать уровень коррупционных рисков в работе государственных служащих. Эта работа началась с нового года, с принятием нового закона о противодействии коррупции, идеология, философия которого состоит в том, чтобы бороться не с последствиями, а предупреждать, профилактировать коррупционные проявления. Вот главная задача. И эта задача, и решение этой задачи - мы задачу эту не решим в один день, она требует кропотливого и ежедневного системного труда. Во всяком случае и национальное бюро, и министерство нацелены именно на решение такой задачи - на системное устранение причин и условий, порождающих коррупционные проявления».