Безрадостная казахстанская реальность проглядывает в отечественном кино вне зависимости от художественной ценности картины или мастерства режиссера. «Загнанная» является странным фильмом, но испытанный взор углядит в картине много интересного.
Название: «Загнанная»
Выход в прокат: 3 октября 2014
Создано: Maksat Cinema
Стоимость билета: от 500 до 1200 тенге
Просмотрено: за 90 минут
Главная причина, по которой стоит сходить: посмотреть как бьют - и иногда ногами, - отечественную Бритни Спирс.
Снятая, в числе прочих источников финансирования, на деньги ООН (в частности, той ее структуры, которая называется «Женщины ООН») «Загнанная» выходит на экраны сегодня, 3 октября. И, думается, немало казахстанцев захотят увидеть тот фильм. И пусть увидят.
Кинотеатральный постер картины уже вызвал некоторый резонанс в сети – на плакате поп-певица Макпал Исабекова, драматически монохромная, глядит на тень незнакомца, а в названии фильма букву «Г» заменяет молоток. Это придает загадочности посылу картины, хотя фабула понятна сразу – в фильме будут Макпал, молоток и трагедия. Фильм выполняет обещания на все сто. Тут просится каламбур, и дадим ему дорогу: «на все сто один» - в драме мелькнет и солист группы «101» Иван Бреусов в эпизодической, но запоминающейся роли. Впрочем, с молотком столкнется не он…
Благовоспитанная сиротка Айман (финалистка Superstar.kz, Макпал Исабекова), происходящая из приличной, но рано вымершей семьи, работает в бутике одежды. Обслуживая капризных клиенток из числа насиликоненных и наколлагененных представительниц «золотой молодежи» Алматы, она ловит на себе заинтересованный взгляд некого джентльмена, который начнет с ней роман, и подозрительно скоро позовет героиню замуж. Пара свиданий, и наивно-радостная героиня выскочит замуж за мужчину, который посулит ей «веселую жизнь». В один из первых дней совместной жизни он расколотит о стену собственный телефон в приступе ярости, а спустя какое-то время расколотит собственный брак и надежды на счастливую совместную жизнь, начав бить жену. Та окажется крепким орешком, и, после периода тоски и депрессии, покажет обидчику, которому в ЗАГСе клялась в вечной любви, где раки зимуют…
Пересказывать сюжет фильма не имеет смысла, как не имеет смысла бояться спойлеров – все уже из трейлера понятно. Злодей-муж избивает добродетельную жену, но добродетель окажется с кулаками – и негодяю придется туго. Ему придется фатально туго. Те, кто видел фильм «С меня хватит» (Enough, 2002 г.), смогут пересказать фильм «Загнанная», не смотря. И всю дорогу в «Загнанной» будет тенью ходить Джей Ло, пока в какой-то момент режиссер Сапар Толеген не решит напрямую отвесить поклон фильму, с которого списал сюжет, и не включит прямую цитату: лежащая в депрессии на диване героиня Исабековой увидит в телевизоре горящий обещанием мести взгляд Лопез - и вдохновится. И все встанет на свои места.
«Загнанная» как кино не заслуживает особо вдумчивого анализа. Режиссуры в фильме почти нет – сплошь штампы да заимствования, монтаж печальный, актеры работают так, словно задачу они себе ставили сами. Макпал здесь выглядит наименее неестественно: певица всегда отличалась живостью перед камерой, да и играть ей приходится, скорее, саму себя, чем кого-то совершенно другого – и в итоге на нее приятно смотреть. Диалоги и закадровый текст (нарратив в принципе считается приемом слабых режиссеров) удручают – то, что можно было бы показать, рассказывается, и рассказывается уныло. Музыкальное сопровождение в целом вызывает массу вопросов – как, например, были приобретены права на инструментал Dog Days Are Over уэльской группы Florence + the Machine, и насколько адекватно эта композиция укладывается в один ряд с социальным русскоязычным рэпом и классическими степными казахскими кюями? Картинка и стиль фильма скорее напоминают дешевый телесериал, чем кино – да и кино это жанрово балансирует между слезоточивой драмой, подробным, но скучным бытописанием, и непреднамеренной комедией (в фильме есть свои моменты – внезапный хохот в зале вызвало нежданное, но честное восклицание подруги главной героини «Пид*рас!»; а потом был предсказуемый смех на моменте, когда героиня, ушатав героя и выбив ему зуб, глумливо интересуется: «ты этот зуб давал?»). Но это не главное.
Главное то, что идет задним фоном. Фильм из кожи вон лезет, чтобы отметить и акцентировать тяжкую роль восточной женщины в обществе, которое отводит женщине роль второстепенную и страдательную. И женщина здесь страдает как может. В этом смысле картина полностью выполняет свою роль дорогостоящей агитки. Но даже не это – как ни странно, - важно. Там есть чудесный совершенно момент, где героя (опереточного злодея с гиперподвижными бровями Данияра Куантканова), играющего наемного менеджера с неплохими доходами и перспективами, на работе походя унижает никчемный племянник его начальника, - и потом он идет срывать злость на безвинной супруге. И эта сцена – совершенно внезапно даже для самих создателей фильма, - вдруг обретает удивительно звонкий резонанс с актуальными событиями в Казнете. Ведь все те ревнители нравов, потерявшие покой и сон из-за постера с кюйши и поэтом, на самом деле злятся и переживают совсем по другим поводам, - просто некое рекламное агентство представляет собой более удобную и безответную мишень для гнева и агрессии (как безропотная жена), чем реальный противник. И вот за это художественное предвидение создателей «Загнанной» стоит похвалить. Этот фильм - не шедевр, конечно, - но как произведение искусства он вполне состоялся. Он, как минимум, правдив.