Три дня прошло, наступил чётвертый, теперь - не гость, а условный член семьи, и значит, должен принимать посильное участие в ежедневных хлопотах семьи пребывания. Конечно, это шутка в отношении меня, но сказать честно, чтобы не умереть от скуки и чтобы процесс изучения языка шёл быстрее, я сам вызывался помочь в том или ином деле.
Самат Нургалиев, специально для Vласти
Фото Данияра Мусирова
Три дня прошло, наступил чётвертый, теперь - не гость, а условный член семьи, и значит, должен принимать посильное участие в ежедневных хлопотах семьи пребывания. Конечно, это шутка в отношении меня, но сказать честно, чтобы не умереть от скуки и чтобы процесс изучения языка шёл быстрее, я сам вызывался помочь в том или ином деле.
После распития утреннего чая, я вместе с детьми шёл к соседям за водой. У последних установлен моторчик, который позволяет качать воду из скважины. Соседка хорошая, и воду даёт бесплатно, сколько хочешь. Почему так говорю? Моя двоюродная сестрёнка, живущая в 40 км. от города постоянно платит деньги предприимчивому соседу, участку которого повезло оказаться близко к подземной скважине. Думаю, такая ситуация характерна для многих окрестностей южного-сити.
Дети лихо управлялись с наполнением воды, а иначе нельзя. Вода может просто уйти в землю и снова придётся нагнетать атмосферы в колонку для выкачки воды из недр. Айко (полное имя Аяулым - маленькая девочка лет 9 из семьи) наливала два небольших ведёрка, я – два ведра как таковых, и Арман – старший брат Айко наливал полный бидон из-под молока, а затем цеплял его к двухколёсной тележке и со скоростью Шумахера катил его обратно к себе во двор. По-казахски (по-русски они просто не знают) дети объясняли мне, к чему такая спешка: если чуть дольше протянуть по времени, пока мы будем относить воду домой, то начнутся вышеупомянутые проблемы с водой в колонке.
Нам дружно пришлось сделать примерно 5 рейсов. Вода распределялась следующим образом: для скота в специальную жестяную канаву, для самодельного душа - в вышестоящую над ним ёмкость, в 2 бидона, используемые в приготовлении еды и чая, и в большой бачок, используемый для воды, которая как бы считалась нечистой. Вода хоть и одна, но из-за различных ёмкостей считалась питьевой и технической. В тех емкостях, которые закрываются плотно, там вода считается питьевой (ауыз су), а там где ёмкость не закрывается (просто-напросто отсутствует крышка), жидкость считается технической из-за налёта пыли, мошкары и других летних примесей.
Вечером, около 19.00 пастухи возвращаются с пастбища со скотом местных жителей. Как правило, денег у людей нет на содержание отдельного скотника, поэтому все сельчане дежурят (то бишь, выгуливают сельских животных в течение всего дня) по очереди. В это время аул выходит встречать своих животных. Баранов, коров и лошадей ведут разными отарами и разными дорогами. Труднее всего встречать отару баранов. Они малы ростом, их много, не в пример мозгам в их бараньих головах, и они просто-напросто могут пристроиться за ближайшим козлом и уйти дружными колоннами в чужие дворы. Как правило, от каждой семьи выходят по несколько представителей, чтобы процесс отделения своих мелкорогатых от чужих проходил как можно успешнее. Но, несмотря на это, бараны всё равно умудряются всех «одурачить» своей изобретательностью хозяев, а затем заставить местных жителей бегать в загоны друг друга для вызволения оттуда своих животных. На это дело тратится добрая половина вечера. Но зато потом засыпаешь под милую душу, не обращая никакого внимания на громкий шум телевизора.
Ситуация повторялась и в эти два дня, 6 и 7 июля. Дети, с которыми я пришёл, встали поодаль друг от друга, чтобы было время и возможность завернуть узнанных баранов по направлению к своему дому. Я смотрю на надвигающуюся на меня отару, толку от меня мало (да откровенно заявить, смысла моего нахождения там вообще не было, я там стоял просто для массовки, только уже человеческой). Многие бараны выглядели вообще как инкубаторские, как тут узнать, где свой, где чужой. А вот местные жители легко с этим справлялись. Взрослые и дети, выкрикивая друг другу необходимую информацию или давая команды, рассекали стадо на разные потоки, а затем по возможности отделяли своих животных. Но я как говорил выше, скот есть скот, и обязательно 3-4 СКОТИНЫ тупо уйдёт в другой хлев как в свой и будет делать вид, что ничего не произошло.
А сельчане потом бегают по всему аулу, говоря, чьи бараны у них и спрашивая, где находятся свои. Это уже традиция. По-казахски звучит так - ауылды аралап, азаматтармен әнгелеместім – что значит, обошёл посёлок, поговоря с его жителями. В связи с тем что время в нашу эпоху убыстряется, а поэтому слова и фразы сильно сокращаются, вышеозначенное предложение может произноситься вообще одним словом – араласу. То есть, «мен араластым» вбирает себя смысл когда человек поучаствовал в каком-либо деле, при этом обмолвился несколькими фразами с людьми, что были вокруг.
Теперь о встрече лошадей. Вот это самое милое дело. Действительно, они - благородные животные. Если кони уйдут за другими вожаками, то через некоторое время они поймут, что что-то здесь не так и после этого отбившись от ошибочной кучки, пойдут по той дороге, которая ведёт к дому их хозяев. Спокойно сами зайдут в загон и встанут без характерных для них природных звуков в своё стойло. Просто удивительно. Может, это только «моей» семье повезло? Но вряд ли, так как я слышал что здесь есть кони, которые будят тебя, если ты заснёшь в дороге.
На следущий день, в сарае надо было навести порядок. Коровы и быки сделали выбоины в земле, поэтому надо было их засыпать глиной и разровнять (топырақты толтырып жаю), предварительно почистив от животных испражнений. Маленький хозяин, несмотря на на свой малый возраст, смело принялся за дело, надо признать он вообще никакой работы не боится и берёт на себя ношу, как муравей. Хорошо, что у меня есть определённый жизненный опыт и сила, т.к. они позволили мне оказаться тоже чем-то полезным ему в этом деле.
Я увидел во дворе лейку, сказал простыми фразами на казахском о том, что хочу предпринять и начал поливать земляной пол, чтобы пыль не поднималась. Пацану понравилась моя идея. После, когда мы уже засыпали и разровняли ямки, мы снова полили глину в них. Так я думал она лучше схватится. Кстати, глину я привозил на тачке, и надо сказать, процесс этот можно сравнить с занятиями в тренажёрном зале. Поту из меня вышло как при беге на длинные дистанции, а мускулы напрягались как при поднятии увесистой штанги. Хозяйка была против, но мне это было в радость. И я почувствовал: қандай өмір рахат (как прекрасна жизнь), когда сделаешь доброе дело…
После я пошёл в душ, который сын хозяйки возвёл с торца дома. Душ может и громко звучит, т.к. это, по сути, было три деревянных доски и дверь, а также ёмкость вверху посередине вместо крыши. Крутишь колечко - льётся нагретая за день вода (если она, конечно, успела нагреться). Потолок был для меня явно низким. Голову приходилось склонять. Но этих и иных сопутствующих неудобств я уже просто не замечал, они мне просто казались пустяками, я с наслаждением принимал на себя благодатную воду...