В списке самых востребованных и актуальных профессий в Казахстане наряду с юристами и экономистами многие годы держатся специальности, связанные с банковским делом. Молодое поколение будущих специалистов получают дипломы бухгалтеров, финансистов, аудиторов, и многие из них стремятся работать в банках. Большинство уверено, что эта работа престижна и гарантирует финансовое благополучие. Vласть выясняет, как живут банковские клерки в Казахстане.
Тогжан Калиаскарова, Vласть
В списке самых востребованных и актуальных профессий в Казахстане наряду с юристами и экономистами многие годы держатся специальности, связанные с банковским делом. Молодое поколение будущих специалистов получают дипломы бухгалтеров, финансистов, аудиторов, и многие из них стремятся работать в банках. Большинство уверено, что эта работа престижна и гарантирует финансовое благополучие. Vласть выясняет, как живут банковские клерки в Казахстане.
По словам банковских служащих, с которыми беседовала Vласть, им легко разглядеть много плюсов в своей работе. Один из наиболее весомых – возможность расти по карьерной лестнице. В среднем на каждый профессиональный этап уходит 3-4 года, после которых сотрудник дорастает до более важной позиции.
Чаще всего молодой специалист начинает свою работу во фронт-офисе банка - офисе по работе с клиентами. Средний возраст работников фронт-офиса 21-25 лет. Для работы с клиентами от сотрудников требуют соответствующий внешний вид. Face-control у банковских работников очень жесткий: классический белый верх (полоски, крапинки, цветные оттенки запрещены), темный низ. В некоторых банках женщинам запрещается носить брюки.
Средняя заработная плата у специалистов фронт-офиса варьируется от категории банка и региона, в котором он работает. В среднем, ежемесячный оклад банковских специалистов фронт-офиса составляет 70 – 100 тысяч тенге.
У специалиста фронт-офиса банка с приобретением опыта работы в банковской сфере и после повышения квалификации, есть возможность перейти в бэк-офис банка. Его задачей является внутренний учет совершаемых операций, формирование расчетов по сделкам. Простыми словами, специалисты бэк-офиса, к примеру, принимают решение давать кредит потенциальному клиенту или нет.
Среднюю заработную плату специалистов бэк-офиса не так-то уж легко вычислить. Зарплата директора департамента банка может составлять несколько тысяч долларов. Премьер-министр Карим Масимов в этом году ввел ограничения по зарплате топ-менеджеров банков, в которых государство имеет свои доли (не выше 700 тысяч тенге).
В банковской среде бытует мнение, что у работника, который трудится в филиале банка, перспективы карьерного роста ограничены, «каждый уважающий себя банкир стремится работать в головном банке». Это объяснятся тем, что в филиалах банка, зачастую работает в несколько раз меньше сотрудников, чем в головном и шанс добиться повышения намного выше именно в головном банке, так как численность требуемых сотрудников больше.
Алим, сотрудник алматинского банка, рассказывает, что его коллеги из головного банка, занимающие аналогичную должность, получают заработную плату намного выше, чем он, сотрудник филиала.
Рабочий день у большинства работников банков начинается в 9 утра (в некоторых банках в 8 утра), работники фронт-офиса чаще всего заканчивают свой рабочий день вовремя, отработав определенное количество часов, сотрудникам бэк-офиса везет намного меньше. По словам собеседников Vласти, сотрудники банка могут находиться на работе по 12-13 часов.
У большинства людей сложился стереотип, что у банкиров шикарные условия труда, что они сидят в отдельных кабинетах, в кожаных креслах перед самыми новыми ноутбуками. Конечно, по отношению к топ-менеджерам, возможно, этот стереотип применим. Условия труда рядового банковского сотрудника ограничиваются офисом открытого типа (open space), об уединении и конфиденциальных разговорах не может быть и речи. Собеседница Vласти, сотрудница банка, призналась, что мечтает о перегородках отделяющих одно рабочее место от другого.
В крупных банках есть учебные центры по повышению квалификации своих сотрудников. Постоянное повышение уровня знаний сотрудников – важный аспект работы любого банка. Ежегодно сотрудники банка обязаны участвовать в семинарах, тренингах, повышать свою квалификацию.
Сотрудник банка обязан владеть отличными коммуникативными навыками, для того, чтобы легко общаться с клиентами, коллективом, руководством. Зачастую на собеседованиях у потенциального работника банка проверяют эмоциональное состояние, уравновешенность и стрессоустойчивость.
Светлана, начальник управления по работе с клиентами, 32 года: Многие выпускники вузов, которые приходят к нам на стажировку, уверены, что работа в банке – предел мечтаний. Они думают, что работа не сложная, большая зарплата, но через пару месяцев работы понимают, что это далеко не так. У многих есть стереотип, что раз банкир – значит обязательно много денег, квартира, машина. В моем отделе ни у кого нет машины, и в конце месяца мы все друг у друга просим взаймы до зарплаты, как бы смешно это не звучало.
Алим, специалист отдела кредитования, 28 лет: Я уже забыл, как выглядят мои родители, за пять лет работы в банке. Выходные, лично для меня - что-то из серии фантастики. Ухожу в 8 утра, прихожу к часам 10 вечера. И так каждый день. В субботу тоже выхожу на работу, единственное воскресенье провожу в обнимку с подушкой, а вечер за глажкой рубашек. Несмотря ни на что, горжусь тем, что работаю в банке.
Канат, специалист отдела банковских карточек, 25 лет: Личная жизнь? Мы иногда сравниваем наш банк с реалити-шоу «Дом-2». Многие коллеги в паре друг с другом. А что еще остается делать? Мы с утра до ночи на работе, знакомиться с девушками в кино, в клубах времени нет. Вот и живем, как в «Дом-2», под прицелами камер банка.