Данияр Молдабеков, Vласть
Фото Жанары Каримовой
Режиссер Виктор Немченко, обещая поговорить после спектакля, идет в противоположную от театра сторону. В самом театре, тесноватом, но и уютном, устанавливают аппаратуру и репетируют постановку пьесы #ПРИЧИНЫЖИТЬ. До начала двадцать минут. Приятные девушки предлагают кофе; не разлить бы его на кого-нибудь: народу собирается все больше. В «подвале» будет аншлаг. У входа появляется режиссер Немченко. Он стремительно протискивается через людей в фойе, и скрывается в зрительном зале.
Зрителей, наконец, запускают в зал. Камерная (крохотная) сцена ради постановки переделана под кухню. Создатели называют ее «аллегорией земного бытия». Посреди оной стоит плита; пахнет пряностями. Для зрителей – стулья. Мало. Но и то хорошо.
— У нас мало иллюзий по поводу спонсоров. Мы понимаем ситуацию в стране, у нас пока нет репертуара и имиджа. Но есть люди, которые помогли нам безвозмездно, — говорит актриса театральной мастерской DK (Дом культуры) Елена Вовнова.
Результатом безвозмездной помощи стала такая завязка. Марина Цветаева, Зинаида Райх, Лиля Брик и Елена «Гала» Дьяконова, одетые по-домашнему, готовят курицу. «Киндер, Кюхе, Кирхе (Дети, Кухня, Церковь) – все, чем по домострою должна жить женщина. Но наших героинь это касается едва ли», — говорится в пресс-релизе к спектаклю. И действительно – вскоре созревает бунт. Марина Цветаева, крича, несколько раз бьет по курице кухонным ножом. «Темой проекта стало исследование предельных состояний, «измерение» силы духа героинь, ломающих социальные клише, сопротивляющихся общественному мнению и ударам судьбы, противопоставляющих себя реалиям и нормам времени, и на этом фоне вынужденных бороться с собственными рефлексиями», — сказано в том же пресс-релизе.
Рефлексировать им было о чем. Режиссер Немченко напоминает, что о них, ныне культовых женщинах, в свое время ходило множество разговоров, порой грязных, но иногда правдивых. Марину Цветаеву обвиняли в жестоком обращении с детьми; Лилю Брик – в распущенности; Галу Дали – в коммерциализации творчества супруга; Зинаиду Райх – в разрушении первой семьи Всеволода Мейерхольда. Им всем доставалось, они были вынуждены оправдываться.
Гала Дали: …Десятки людей выстраивались в очередь, чтобы купить его картины! Я сделала из него звезду!
Марина Цветаева:… Я никогда не делала тайны из своих романов!
Лиля Брик:… Я всегда любила друзей! Я любила помогать!
Зинаида Райх:… Сплетни и слухи! Сплетни и слухи!
В конце концов, все они, кроме Галы Дали, умрут не своей смертью. Зинаиду Райх жестоко убьют, а Цветаева и Брик покончат с собой. Оттого у спектакля возрастное ограничение – «до 18-ти».
— Совсем недавно наш близкий друг покончил жизнь самоубийством, мы думали, стоит или не стоит (ставить спектакль – V). Я попытался сделать все, чтобы пропаганды (суицида – V) не было. Но это искусство… Знаете, когда в прокат вышел фильм «Тарзан», около 50 человек погибли (подражая киногерою – V). Я бы не хотел брать на себя такую ответственность, — сказал Немченко, общаясь с журналистами после спектакля. Который, впрочем, далеко не всегда мрачен: героини не только борются с уколами совести и злых слухов, но и снимают друг друга на смартфон, танцуя и смеясь. Видео с телефона передается на экран, что висит в глубине сцены.
— Мы все, кроме Наташи (Дубс – V), делали перерыв в театре. Когда мы вернулись, захотели сделать все – и видео снять, и спектакль поиграть, — говорит Виктор Немченко.
Зрители оценят: по окончании постановки они и встанут, и громко поаплодируют.
Затем, собрав журналистов в фойе, режиссер их благодарит.
— Я благодарен вам, что вы пришли. Этот проект рождался из сора. Собственно говоря, из того, что находили в интернете. То, что было доступно, мы переваривали и превратили в такой вот бытовой журнал. Одна из задач была, людей, которые понятия не имеют о героинях, приобщить их как-то. Возможно кто-то сможет познакомиться с поэзией Цветаевой, или, как Гала Дали, разрушив все границы, стать такой жизнелюбивой.
Кому-кому, а актрисам жизнелюбия не занимать. После трехчасового, талантливо сыгранного спектакля, они, кажется, все так же бодры. Но и самокритичны.
— Нужно время, чтобы довести дело до конца. Пока это такой полуфабрикат, — говорит Елена Вовнова.
— Мы сами пока не вполне понимаем, что сделали. Мы сейчас работаем между жанрами, — соглашается Немченко.
Однако режиссер понимает причины, побудившие его ставить #ПРИЧИНЫЖИТЬ.
— Весь этот спектакль, это рефлексия, когда я решаю, что мне делать со своей жизнью. Чтобы было понятно через эту рефлексию, как они (героини – V) расправились со своей жизнью и как они цеплялись за нее. Интересно было, как они оценивали феномен жизни. И как они позволяли себе обходиться с ним. Мы в популярном ключе решали, хотя, конечно, хотелось уйти в поэзию, в образы. Но площадка не позволяла. От нее родилась эстетика, - сказал Виктор Немченко.
Показы спектакля пройдут на камерной сцене ТЕАТРАЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ «DK» (Дом Культуры) – 9, 20, 23, 26, 30 ноября (будние дни в 19-30, в выходные дни в 18-00), продолжительность: 180 минут с антрактом.