Наука и надежда в ​«Новой религии» Дэмиена Хёрста

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Жанары Каримовой

В начале ноября в музее искусств имени А. Кастеева открылась выставка известного британского художника Дэмиена Хёрста, организатором которой выступил Британский совет в Казахстане при поддержке Евразийского культурного альянса. Выставка «Новая Религия» исследует взаимоотношения между смертностью человека и его верой, а также одержимость человечества наукой и техникой. Vласть вместе с искусствоведом Аидой Адильбековой проводит виртуальную экскурсию по экспозиции выставки.

Выставка «Новая Религия» впервые была проведена в Лондоне в 2005 году. Сейчас эта коллекция принадлежит лондонской галерее и путешествует по миру. Она повествует о новой вере человека, его замыслах, зависимостях и притягивающих явлениях. Точкой опоры этой выставки являются три элемента: алтарь новой религии; ящик, который представляет собой символический склеп; и новый крест, где, возможно, распяли самого Христа. Вся выставка организована по подобию часовни и, как и в часовне, её эпицентром становится алтарь, куда люди приходят молиться, говорить о своих проблемах и грехах. На алтаре расположены 4 скульптуры, а вокруг они замыкаются еще 44 распечатанными изображениями.

Одна из скульптур, стоящих на алтаре, называется «Распятие». Это крест из кедрового дерева, который наполнен разными таблетками. С помощью него художник рассказывает зрителю о том, что новой религией человека стала наука, и как один из её элементов – медицина и медикаментозная зависимость. Сам Хёрст также говорит, что важными составляющими его жизни всегда были религия, наука, искусство и любовь. Но сейчас главным столпом для него стала наука, поскольку только она дает надежду на утешение и благополучное будущее.

Следом за ней идет скульптура «Святейшее сердце». Оно сделано из серебра и исколото различными шприцами, иголками, лезвиями и проволокой. Скульптура символизирует одну из главных причин смертности людей. Но сторонние предметы обозначают медицинское вмешательство, которое помогает преодолеть гибель и возобновить сердцебиение. Этим самым художник обращает внимание на то, что эти меры, возможно, лишь истязают нас и вместе с нашим сердцем.  

Другая скульптура – «Судьба человека», которая представлена в виде черепа маленького ребенка викторианского периода, который был куплен Хёрстом на eBay за большие деньги. После покупки он был отлит серебром и покрыт черным материалом, а зубы отполированы для придания черепу большей эффектности. В своих работах художник часто использует подобные гротескные приемы. Сам факт помещения этой скульптуры на алтарь довольно символичен: Мы знаем, что не все люди доживают до своей кончины в старости, и Хёрст хочет сказать, что это очень спорный момент для религии.

Завершает композицию алтаря мраморная статуэтка «Евхаристия», которая представляет собой увеличенную копию аспирина или парацетамола. По своему подобию эти препараты напоминают гостии, которые раздают в церквях прихожанам. С помощью статуэтки он проводит параллель между двумя этими предметами, обращая внимание на то, что фармацевтические компании могли целенаправленно использовать эту форму, поскольку она знакома людям и те реагируют на неё положительно, не видя в ней ничего отталкивающего.

Над алтарем висит изображения мертвого голубя, который помещен в формальдегид. Работа принадлежит к другой серии, но художник также относит её к теме религии. Хёрст дал ей название «Слабая надежда по ту сторону страха смерти», которое подчеркивается взмахом крыльев птицы. При взгляде на него, голубь вызывает противоречивое ощущение от своего замирания в амбивалентном состоянии между жизнью и смертью.

Следующая работа называется «Тайная Вечеря». Сперва Хёрст увидел эту карту в журнале Independent, после чего он создал точно такую же и раскрасил её цветами католической церкви – черным, красным, пурпурным и золотым. Каждая страна приобрела свой характерный цвет. К примеру, страны с ядерным оружием были отмечены золотым. Помимо этого страны символизируют и апостолов, а Израиль получил значимость Иисуса Христа. Страны, выкрашенные в золотой цвет, своим ядерным оружием намекают на свою мощь и включенность в политические игры, следствием которых становятся манипуляции своими соседями. Большинство стран отмечены красным, который по канонам является цветом мучеников. А пурпурным отмечены страны, которые отказались от оружия, но в свою пользу.

За ней следует изображение святой троицы, которая представлена в виде диаграммы. Сама графика напоминает церковный ритуал, который называется евхаристия - когда во время причащения хлеб делят надвое, а в результате образуется и третья часть. Но цвета, которыми изображена эта диаграмма, отсылают нас к третьему рейху. И этот факт может намекать нам о существовании какого-то конфликта между художником и западным обществом относительно религии. Художник придерживается позиции, что сейчас католическая церковь утеряла былое влияние, каким обладала ранее. 

Далее мы видим три распечатанных изображения, на которых изображены различные препараты и медикаменты. Здесь, через карту с медикаментами, Хёрст дает возможность прочесть выдержки из библии, которые сопровождают каждую единицу препарата. В качестве фона художник выбрал аптечные обои, куски которых он склеил между собой.

Ящик – один из центральных символов выставки – это некоторое клише в искусстве Хёрста. У него есть много других инсталляций с таким же знаковым элементом – та же тигровая акула в большой стеклянной коробке с формальдегидом. Это своеобразная авторская подпись Хёрста. Если присмотреться, в этом ящике есть специальные разделы для каждого предмета экспозиции этой выставки. После её окончания весь инвентарь складывается туда и выставка в прямом смысле отправляется в другое место. С этой точки зрения, вся экспозиция – одна большая инсталляция.

Внутри ящика есть коробка с бабочкой. Библейский смысл: бабочка – это символ жизни, но продолжительность её жизни равна одному дню. Таким образом, художник напоминает нам о хрупкости самого явления жизни и проводит параллель с повседневностью, указывая на то, что следуя материальным целям, мы заключаем себя в подобную коробку и продолжаем жить в этом ограниченном пространстве.

У Хёрста есть еще одна инсталляция, связанная с бабочками. Однажды он раскрасил холст краской в замкнутой комнате, и следом выпустил молодых бабочек. Их влекла краска, они летели к ней, и так как она была не засохшей, они прямо к холсту, а художник фиксировал момент смерти. Он взял на себя ответственность за умерщвление большого количества бабочек. В конце этого действия получился эстетически очень красивый холст, но предыстория этой работы напоминает нам о хрупкости и жестокости нашей реальности. 

Следующая работа «Череп под кожей». Как мы видим, зубы черепа покрыты бриллиантовой крошкой. После неё Хёрст создал одну из своих самых дорогих работ, в которой он инкрустировал череп примерно восемью тысячами бриллиантов, благодаря чему она стала самым дорогим предметом искусства. Здесь можно провести некую параллель с нашей культурой, когда во второй половине прошлого века многие люди начали вставлять себе золотые и серебряные зубы, что стало свидетельством материализации нового мира. То есть, человек уже не только видел новую реальность вокруг, но и интегрировал её в себя. Но, как показывает работа Хёрста, в конце концов человек умирает и ничто ценное не может спасти его от этого.

Заключительная серия изображений этой выставки называется «Апостолы». Здесь в виде таблеток представлены все 13 апостолов – от Иисуса, до Иуды. Иисус тут представлен, как таблетка стимулятор, а Иуда – как таблетка депрессант. Однако сам Хёрст отрицает такую символическую связь, объясняя, что выбирал все эти таблетки только по цветовой гамме. Для него не имели значимости свойства этих препаратов. К примеру, руководствуясь этим принципом, он выбрал апостола Андрея таблетку с непрямым расположением на фотографии, потому что тот был подвешен на косом кресте.

Возможно, в течение всей выставки художник в контексте новой религии говорит не только о религии и науке. В ней мы можем увидеть упоминание о депрессантах и антидепрессантах. Хёрст пытается обратить внимание на то, что человек довольно сильно подавляет свои эмоции и живет в ограниченном пространстве, не раскрывая своих чувств и истинных побуждений, как это делалось в прошлом. Он говорит, что наука и религия сейчас могут выступать своеобразным прикрытием нашей внутренней пустоты. О самом себе Хёрст говорит, что заполняет эту пустоту искусством.

Но эта выставка, как и все современное искусство, остается субъективистским. В одном из своих интервью Хёрст рассказывал о том, как он приходит к созданию своих работ. Зачастую зритель ищет в них какой-то контекст и подтекст. Но художник говорил об абсолютной спонтанности своей практики – у него было множество моментов, когда он сперва придумывал название своим работам, а потом додумывал их образ и концепцию. Также было и с таблетками: он придумал названия, а потом отбирал таблетки, составляя из всего этого некую композицию.