Диас Бакасарин, Dragonfly Systems: «Мы хотим, чтобы страна развивалась технологически»

Данияр Молдабеков
  • Просмотров: 31736
  • Опубликовано:

Данияр Молдабеков, Vласть

Фото Равката Мухтарова 

Vласть поговорила с пятью героями из сферы технологий. Всем им меньше 25-ти лет - они ровесники независимости, их мысли, мечты и цели совсем не похожи на мысли тех, кому было по 25 лет, когда Казахстан стал независимым государством. Пять героев и их истории складываются в небольшой потртрет молодого человека, который верит в будущее - свое, страны и технологий. Проект поддержан компанией Microsoft.

Диас Бакасарин, в начале декабря отпраздновавший 26-летие, может гордиться: благодаря его усилиям в Казахстане официально зарегистрирована Федерация дрон-рейсинга. Управляющий компанией Dragonfly Systems рассказал Vласти, почему и как состязания по управлению дронами принесут стране пользу, а молодому стартапу – прибыль.

Бакасарин берет со стола две части дрона – рамы – и показывает их. Одна сделана из пластика, другая – из корбона. Он объясняет, что, если достать материал, то делать такие запчасти можно и в Казахстане. В отдаленной перспективе он планирует этим заняться. Вполне вероятно, что у него это получится. Уже сейчас он сам создает себе условия для будущих проектов. Он говорит: «Будущее поколение, наши дети, будет заниматься дрон-рейсингом. Они выйдут на улицу, оторвутся мониторов компьютеров и начнут сами что-то мастерить».

Управлять гоночным дроном – это как играть на игровой приставке, только не в четырех стенах, а в поле, на свежем воздухе. Одеваешь специальные очки (FPV – от первого лица - V), берешь пульт управления и летишь, точно птица, там где «струится с гор зеленых златоструйная вода».

Арабы, например, взялись за дело серьезно: в этом году в эмирате Дубаи (ОАЭ) прошел первый международный турнир по дрон-рейсингу. Под это дело построили «шикарный трэк». Казахстан в этом турнире еще не участвовал. Бакасарин надеется исправить эту ситуацию.

Собеседник Vласти, получивший в Англии специальность "Business Management", начал, однако, не с дронов – с картинок для печенья. 21-летний выпускник, в 2012 году он быстро договорился с кондитерской, купил принтер, краски и начал делать небольшой бизнес, который окупился за 2 месяца. Быстрый успех вскружил молодому человеку голову, он начал допускать небольшие ошибки, а потом у него появились конкуренты. Он их не боялся, но идея перестала быть новой. «А мне нравиться делать что-то новое», - говорит Бакасарин.

Тогда он начал поиски. Работал в инвесткомпании, занимаясь там маркетингом одной из кофеен, потом получил место в стартап-инкубаторе, затем – в компании, занимающейся поставкой самого разного оборудования для школ. Там Бакасарин увидел, что в казахстанских школах вводят уроки робототехники, и понял, что за технологиями будущее. Не только всего мира (это, пожалуй, всегда было ясно), но и его лично.

Это и есть причина вашего попадания в IT-стартап, Диас?

Да, техника и продажи – это моя страсть. А начиналось это так. Я познакомился с ребятами, которые при помощи дронов занимаются геосканированием почвы для фермеров. Я им сказал, что мне эта тема по душе, давайте, мол, как-то сотрудничать.

Но вы занимаетесь немного другим.

Да, мы занимаемся гонками на дронах. Сейчас расскажу, как я к этому пришел. В общем, ребята мне дали понять, что дроны в целом – это новшество для Казахстана. Рынка нет. Он, вероятно, сформируется к году эдак 2020. Тогда уже будут конкурирующие компании, все как положено. А сейчас у нас практически никто даже не соберет дрон. Теперь ведь все у нас управленцы. А инженеров очень мало. Я подумал: как же стратегически развить этот бизнес, если так мало специалистов? 

И что надумали?

Будем сами учить! Это, кстати, один из способов монетизации нашего стартапа. Сейчас у нас идет набор в школу, он продлится до нового года, а весной, я думаю, уже откроемся. Желающие есть.

Чему именно вы будете учить?

Будут вводные курсы. Познакомим учеников с электромеханикой, аэродинамикой. Научим собирать дроны. Объясним, что заставляет моторчики крутиться. Они смогут сами собрать дрон. Научаться летать. Получат сертификат. Потом, закончив школу, смогут бесплатно у нас заниматься. Знаете, дети ведь сейчас все чаще сидят дома. На мой взгляд, они не приспособлены к жизни. Не чинят компьютеры, телевизоры. Сейчас столько дешевых и простых услуг, все, как правило, вызывают кого-то со стороны, чтобы подчинить «железо». Здесь же ребенок получит азы в этом направлении. Кто знает, может завтра его заинтересует механика? Тем более детям нравятся симуляторы (хотя школа, конечно, для всех, не только для детей). А здесь это еще более жизненно, что ли.

И более энергозатратно. Для вас. Легче было бы купить запчасти, собрать, перепродать. Зачем вам эти школы?

Потому что это неинтересно, просто продать дрон. Деньги не самое главное, иначе я бы остался в инвесткомпании. А дрон… Нет, вы представьте какой кайф ощущать себя парящим в небе, когда скорость 100 км в час? Тем более мы мыслим стратегически. Это настоящий бизнес, все как надо. Нет, мы не хотим продавать просто дрон. Тем более, что 100 км в час это не только веселье, это еще и может быть опасным, если не уметь управлять дроном. Поэтому продаем с обучением. С полной сертификацией. Мы ведь еще зарегистрировали федерацию гоночных дронов. Это самая настоящая федерация, такая же, как федерация бокса или MMA. Мы хотим делать турниры. Встречались с людьми из Гонконга, англичанами, американцами. В Штатах таких ассоциаций несколько.

Так они, США, одни из основных, наряду с Китаем, производителей дронов. Как гоночных, так и любых других. Может здесь, у нас в Казахстане, тоже стоит заняться производством? А там и соревнования пойдут…

У нас это есть в планах, да. По крайней мере, можно делать запчасти, это технически не трудно. Просто, опять же, у нас нет рынка. Мы пока не вполне понимаем, кто наши клиенты? Сколько их? Мы хотим это узнать. Поэтому – сначала школа. Хотя мы уже сейчас нащупываем почву для организации турниров. Общаемся с ребятами из областей. Пока наибольший отклик, интерес вижу со стороны Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской области. Там ребятам всякого рода новшества всегда были интересны. Я как-то работал в области гостендеров, там, в названных областях, всегда был интерес у ребят к инновациям. Знаю, что там есть те, кто увлекается дронами.

Что потом? Создадите школу, наберете людей со всей страны, соберете национальную сборную по дрон-рейсингу?

Нет, мы не хотим развивать одну команду. Нам это не выгодно с точки зрения монетизации, да это и неинтересно. В мае, например, мы проведем нечто вроде дрон-ЭКСПО, посмотрим, какой есть прогресс. В идеале я хочу чтобы было так: есть наша школа, которая создает отдельные группы пилотов, а они уже начнут конкурировать друг с другом, помогут, таким образом, создать индустрию. Может с нами, может, нет. Не суть. Просто хотелось бы, чтобы страна, наконец, развивалась технологически.