Кто будет виноват, если через 20 лет в стране ничего не изменится?

  • Просмотров: 33448
  • Опубликовано:

Данияр Молдабеков, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Vласть завершает серию интервью с героями из сферы технологий, которым около или меньше 25-ти лет - ровесниками независимости. Пять героев и их истории складываются в небольшой портрет молодого человека, который верит в будущее - свое, страны и технологий. Проект поддержан компанией Microsoft.

В 2014 году Санжар Мырзагалым и его друзья-сокурсники начали работать над технологией EcoSocket – розеткой, которая позволяет экономить электроэнергию. Этот стартап вошел в топ-10 лучших на Echelon Asia Summit 2015 – крупнейшей технологической конференции для разработчиков из Центральной и Юго-Восточной Азии. Сейчас Мырзагалым, несмотря на юный (22 года) возраст, занимает одну из крупных должностей в Microsoft Kazakhstan. В разговоре с Vластью специалист компании по технологическим решениям рассказал о своем опыте в разработке стартапа, а также о том, что должно делать молодое поколение казахстанцев, чтобы через 20 лет им не было стыдно. 

Санжар, тебе 22 года, но ты уже занимаешь высокую должность в Microsoft Kazakhstan. Как это у тебя получилось?

 У компании есть такая программа – MACH, или Microsoft Academy for college hires. Я закончил КБТУ, став лучшим выпускником 2015 года. Когда закончил учебу, мне пришло предложение из Майкрософт, мол, я могу воспользоваться программой и, возможно, получу интересную работу. На эту позицию подавали заявки 170 человек со всего Казахстана. Прочитал описание позиции, прошел пять этапов: тесты, интервью. А через месяц мне предложили работу. Это очень хорошо, потому что далеко не всегда у выпускников получается быстро найти достойную работу. Обычно же как? Требуют опыт, а опыта нет, потому что работы нет? Замкнутый круг. Но мне повезло.

Наверно, потому что вы с друзьями засветились со стартапом EcoSocket. О вас много писали. Как началась эта история?

 Началась она в университете. С самого начала учебы у нас очень естественно сформировалась команда, у всех общие интересы – программирование и работа с «железом». Мы углубленно занимались технологичными проектами, участвовали во всех конкурсах, какие могли найти. Поначалу результаты у нас были ужасные. Но мы не сдавались, работали дальше. И разработали систему энергосбережения которую впервые мы показали на Hack Day. По сути это была розетка, которая могла включать\выключать свет у вас дома при помощи чата. Это, кроме прочего, позволяло экономить электроэнергию. Проблема была в том, что мы ко дню презентации еще не «добили» эту разработку и в срочном порядке дорабатывали ее утром. А презентация была назначена на обед. Там полно народу, а в жюри, кстати, был один из руководителей «Хабрахабр» (интернет-издание, в основном пишущее об информационных технологиях – V). Он сказал, что сразу даст нам 10 баллов, если все сработает. Все и сработало. Хотя могло быть иначе. Но мы победили. Потом начались турне по регионам Казахстана, по разным другим конкурсам. Дело ведь идет к ЭКСПО, верно? Тема энергосбережения волнует всех казахстанцев.

Не только (а может, увы, «не столько») казахстанцев. За рубежом ваш проект ведь тоже оценили?

Да, на конкурсе в Вашингтоне мы вошли в финал. А потом был конкурс Echelon Ager Summit для рябят из Центральной и Юго-Восточной Азии. Там было 500 стартапов. Мы вошли в топ-10. Когда вернулись в Казахстан, нам позвонили из НАТРА: срочно езжайте сюда, в Астану, надо делать по поводу вашего успеха пресс-конференцию. Деловые издания о нас писали. Это был пик нашей популярности. 


Почему вы ушли из этого стартапа?

 Дело в том, что… Смотрите, нас там было 6 ребят – программисты, электронщики, дизайнер. Но у нас не было того человека, кто мог нашу идею правильно и кому надо преподнести, продать. У нас самих не хватало знаний об инвестициях, вообще о финансовых делах. Ну а потом я понял, что мне надо «прокачать» свои знания о бизнесе. Думал об MBA. Это был конец 4 курса. Наш стартап работал только на нашем энтузиазме. А родителей, естественно, волновал вопрос: когда уже ваш бизнес начнет приносить деньги? Когда ты студент, у тебя есть буфер: ты студент, учись, а деньги и работа – потом. Ну, вот наша учеба закончилась. Нам просто не хватило времени.

А потом вас всех «растащили» по хорошим компаниям?

 Да, например, одному из моих друзей пришел job offer (предложение о работе – V) из казахстанской крупной компании. Другой друг сейчас в Цюрихе работает на Google. Еще один – в Amazon, в Канаде. Там зарплаты стажеров выше, чем у среднего уровня руководителя в Казахстане. Я, естественно, не мог их отговорить. Мы такого же обеспечения тогда не могли обещать. Что касается меня, то здесь, в этой компании, мне интересно. Я занимаюсь тем, что люблю – крутыми технологиями.

Разработками?

 Офисы Microsoft, кроме Рээмонда в Штатах и еще нескольких мест, не занимаются непосредственно разработками. В основном мы занимаемся продажами и внедрением. Но здесь у меня одна из самых «технических» позиций, я занимаюсь внедрением новых технологий компании для заказчиков. Могу, если надо, «допилить» архитектуры, инфраструктуры и т.д. Так что все супер. Кроме того, я лучше узнал проблемы Казахстана, связанные с IT.

Что это за проблемы?

 Например, сами разработчики, к сожалению, чаще сосредотачиваются на относительно простых проектах – мобильных приложениях, как правило. То есть на том, что, в принципе, может делать любой средней руки программист. Я бы советовал ребятам прилагать к программе еще какое-то устройство, «железо». От этого будет больший эффект даже в глазах потенциального инвестора. Еще вот что. Когда мы работали над своими стартапами мы хотели помочь стране. Наша разработка реально могла помочь колоссально экономить электроэнергию в масштабах страны. Сложно объяснить каждому человеку, как это важно. Не все это понимают, не все хотят делать важные вещи. 


Все плохо?

 Вовсе нет. Просто ребятам надо помогать, когда они делают первые шаги. Например, в сентябре мы провели первый хакатон об интернете вещей. В 2014 году мы (я и мои друзья по стартапу) даже не задумывались, что делаем устройство, которое попадает под этот тренд – интернет вещей. Уже сейчас этот рынок оценивается в триллионы долларов, а к 2020 году он еще сильнее вырастет. Так вот, что мы видели на нашем хакатоне? Было 10 команд. Очень крутые ребята – не только студенты, даже школьники. У них были интересные разработки, связанные с солнечной энергетикой. Одна команда разработала программу, благодаря которой можно узнать насколько заполнены мусорные баков, что экономит время и топливо. Была разработка, которая определяла уровень загазованности в шахтах. Лучшие проекты поддержали, чтобы они купили детали, доработали, чтобы потом преподносить людям готовый проект. Есть еще конкурс Microsoft Imagine Cup. Такие конкурсы реально помогают развивать свои навыки. По своему опыту знаю. Вообще, таких мероприятий, всякого рода поддержки должно быть больше. Да и сами разработчики, особенно молодежь, должны быть упорнее. Они должны понять, что ситуацию реально можно менять. Нужно стараться мыслить по-крупному. Влиять на мир.

Начать можно с Казахстана.

Да! Меня самого зажигает идея, что если мы сейчас в Казахстане не начнем что-то делать, если не перестанут выделять деньги непонятно на что, если КПД инноваций в стране (сейчас очень низкий) не повысится, то через 20 лет в стране ничего не поменяется. Если ничего не поменяется, то виноваты в этом будем мы. Наше поколение. Это будет значить, что мы не приложили достаточно усилий, чтобы изменить ситуацию в стране в лучшую сторону.