«Вальпургиева ночь» в Астане

Мадина Искакова, Астана, специально для Vласти

Авторы фотографий: Жанарбек Аманкулов и Асхат Нурекин

Столичная публика постепенно теряет ставший избитым эпитет «неискушенная». В Астане все чаще происходят события, заставляющие о себе говорить. Так, в новый театр «Астана балет» приехал Георгий Ковтун - известный российский хореограф, постановщик, режиссёр более 300 оперных и балетных спектаклей по всему миру. Его приезд уже обещает, по крайней мере, интересное начало сезона.

Последний раз Ковтун в Казахстане был 30 лет назад. И по иронии судьбы именно в Астане, вернее в маленьком провинциальном Целинограде.

— Я был художественным руководителем и главным балетмейстером государственного чукотско-эскимосского ансамбля песни и танца «Эргырон». А сюда мы приехали с гастролями выступать в местном Доме культуры, - вспоминает Георгий Анатольевич. - Помню, небольшое здание и очень теплую публику. Но в целом это был обычный заштатный городок посреди степи, поэтому, когда спустя 30 лет, я сюда вернулся, то просто ахнул.

Ковтун был настолько ошарашен, что тут же выложил фото столицы у себя в социальных сетях со словами «Я в шоке». Астана нынешняя на контрасте с 30-летними воспоминаниями стала первым его сильным впечатлением, но главное потрясение ждало его впереди.


— Новый театр балета меня просто убил! – признается он. – Это фантастические условия, о которых только может мечтать артист балета. А какая здесь академия хореографии! Меня, если честно, даже немного раздирает зависть, когда я вижу столько залов, в которых занимаются дети. В России такого училища нет. Даже в Европе нет, наверное, есть только в Китае.

Театр «Астана балет», открывший свои двери только 10 декабря прошлого года, действительно соответствует лучшим мировым образцам. Красивое, величественное здание еще на входе завораживает своими чистыми архитектурными линиями, игрой света и ощущением пространства. Но самое интересное – это то, что происходит внутри. На его сцене могут проходить спектакли с самой сложной сценографией. Для режиссеров это возможность воплотить свои оригинальные новаторские идеи. Кроме балета, возможности сцены театра позволяют проводить в нем концерты симфонических, эстрадных и народных оркестров, представлять мюзиклы и современные шоу, в которых используются различные спецэффекты. Уже известно, что в этом году театр представит публике постановки знаменитых хореографов Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта, осенью здесь поставит свой экспериментальный спектакль Борис Эйфман.  

Фотография Асхата Нурекина

17-18 марта в «Астана балет» покажут новый спектакль «Вальпургиева ночь» в постановке Ковтуна. Одноактный балет, в котором оживут персонажи мифов Древней Греции. Зрителей ждет встреча с необыкновенно яркой хореографической картиной, которая поражает выразительным музыкальным языком, колоритной сценографией и эффектной пластикой. В спектакле задействована вся труппа молодого театра. Ковтун признается:

— Мне сразу было легко. Понятно, что труппа всегда настороженно относится к новому постановщику, не зная, чего от него ждать, но мы быстро нашли общий язык. Казахстанская школа балета давно славится. Я работал со многими артистами, выпускниками Алматинской хореографической школы, и могу сказать без преувеличения, это большие профессионалы. Без некоторых артистов казахской школы я бы может и не получил столько званий и государственных премий. Есть очень много казахов, с которыми я горжусь, что работал. Все они звезды мирового уровня. Тот же Нурлан Канетов, народный артист России, солист Казанского театра оперы и балета.

В марте Георгий Анатольевич собирается показать еще два фрагмента нового спектакля, который ставит вместе с «Вальпургиевой ночью». Премьера планируется в сентябре, а весной будет своеобразный анонс. Название спектакля пока не придумано, но уже известно, что это будет балет на тему казахских мифов и сказок.    

Фотография Жанарбека Аманкулова

— Я очень долго искал музыку к этому балету. Процесс поиска затянулся на несколько месяцев. Я переслушал тонну дисков, многое перерыл в Интернете, но все было не то. И тут совершенно случайно мне принесли диск. Это было что-то! Такая насыщенная звуковая партитура! И первое удивление, что эту музыку написала женщина. Обычно так пишут мужчины. Но самое поразительное, что Актоты Раимкулова работает в министерстве культуры. Я потом ее спрашивал – зачем при таком таланте, вы стали чиновником? Она говорит – ну, у меня такая задача. Скромнейшая женщина, и как композитор она, конечно, фантастическая

Помимо Ковтуна на мартовской премьере публику ожидает еще балет приглашенного хореографа Рикардо Амаранте. Его «Diversity» — это возможность совершить ретроспективное путешествие в прекрасный мир балета и увидеть, как рождался балетный танец и каким он стал в наши дни.

До премьеры остаются считанные дни, но до этой даты труппа едет в гастрольное турне по трем городам Казахстана. 23-24 февраля их встречает Актобе, 27-28 февраля Костанай и 3-4 марта Кокшетау. На сцене Актюбинского драматического театра им. Г.Ахтанова, Костанайского областного казахского театра драмы им. И.Омарова и Дворца культуры «Кокшетау» коллектив театра представит программу «Астана Балет GALA». Это одна из лучших концертных программ, в которую включены наиболее популярные хореографические миниатюры и фрагменты из одноактных балетов. У жителей областных центров есть возможность увидеть постановку абсолютно в том же качестве и техническом оформлении, что и на столичной сцене. 

Фотография Жанарбека Аманкулова

Пока же в театре каждый день проходят репетиции. В бальный зал Ковтун заходит стремительно и громко. Всех приветствует, ненадолго задерживается перед танцором, у которого перевязана шея:

— Ну что ж ты, голубчик, так меня подводишь? – говорит он нарочито мрачным тоном.

Танцор смущенно отвечает, что сам расстроен, но ему пока больно.

— Больно мне, больно! Не унять мне эту боль, - подхватывает Георгий Анатольевич, направляясь к главной паре, с которой сегодня репетирует. Отрабатывается танец батыра и волчицы из казахского балета. Танцоры встают в позицию, звучит музыка и тоненькая балерина на глазах преображается в опасную и хищную волчицу, которая затевает танец любви с сильным и мужественным батыром.            

Фотография Асхата Нурекина

Ковтун за танцем наблюдает с большим вниманием. Он жует губы, непроизвольно дергает себя за усы, активно поднимает брови. Иногда подскакивает и показывает, как наиболее точнее передать эмоцию. Он заставляет раз за разом повторять одно и тоже движение, добиваясь полной отточенности. Он сосредоточен и серьезен, но вдруг, словно желая разрядить обстановку, резко переходит на шутливый тон:

— Летящей походкой, ты вышла из мая! Летящей, пожалуйста. Вот здесь плавнее нужно движение. Да, да, правильно. Так, стоп!

Замирает музыка, а потом снова и снова проигрывается один и тот же фрагмент. В зале творит маэстро.   

Приобрести билеты