Невидимая сторона работы

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото Жанары Каримовой


«У нас пожар, он потушен. Мы приняли решение произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме. Приблизительное время до посадки около 30 минут», – объявляет капитан самолета.

Это – не экстренная ситуация, а одно из практических занятий тренинга для экипажей авиакомпании «Эйр Астана». Каждый год пилоты и бортпроводники авиакомпании проходят обязательный тренинг, на котором инструкторы вместе с экипажем прорабатывают всевозможные критические ситуации - от возгорания на борту до экстренной посадки и эвакуации пассажиров, чтобы в момент опасности обеспечить все необходимое для безопасности пассажиров. Эта сторона работы бортпроводников зачастую остается невидимой, однако именно в ней заключается их главная задача. Тренинг состоит из теоритической и практической частей, в которых разыгрываются критические ситуации, например, посадка самолета на воду и экстренная эвакуация пассажиров. Сегодня тренинг ведут инструкторы Болат Керимбеков и Айнура Мусылманкулова. Они пришли в авиакомпанию в 2002 году на позиции бортпроводников и спустя много лет передают опыт своим младшим коллегам.  

— Мы работаем по тренинг плану. Я отвечаю за безопасность, процедуры эвакуации, оборудование. Мы даем информацию, затем смотрим, как человек воспринимает эту информацию, а затем проводим тестирование – практическое, теоритическое; есть письменные и устные тесты. По результатам этого модуля мы понимаем, может ли бортпроводник перейти к следующему. Например, сервису, медицинской помощи, физической подготовке. Следующий модуль проходит уже на борту, после чего принимается решение – может ли человек летать самостоятельно, – рассказывает Болат Керимбеков.

Работа бортпроводников заключается не только в том, чтобы пассажиры самолета чувствовали себя комфортно, но и в том, чтобы в случае необходимости обеспечить полную безопасность для каждого находящегося на борту человека.

Болат – инструктор с 10-летним стажем. Главным в работе инструктора он считает подход к каждому ученику – если человеку интересно, он лучше усвоит материал:

—Практически все студенты, которые к нам приходят, говорят, что с приходом в авиацию их жизнь поменялась, кругозор стал шире. Люди узнают себя с другой стороны. Мы всегда поддерживаем в наших коллегах желание работать. Когда вам нравится ваша работа, а это главное, то вы придете к успеху в профессии. Если вам не нравится и вы не хотите работать, тот тут никакие инструкции не помогут. Психологически мы должны поддерживать человека, поддерживать в нем желание быть полезным и эффективным.

Среди случаев, которые разбирают на тренинге, - посадка самолета на воду. В качестве примера – знаменитое «Чудо на Гудзоне», когда экипаж Airbus A-320 авиакомпании US Airways экстренно посадил самолет на воду реки Гудзон в Нью-Йорке:

— Реальные переговоры пилотов и диспетчеров, на определенном этапе вам будут даны команды. Слушаем, – обращается Айнур к бортпроводникам, уже занявшим свои позиции.

— Первым делом мы должны посмотреть, что происходит снаружи. В этом случае – стопроцентное приводнение. Звучит первый блог команд, с инструкцией надеть жилет. Вы показываете, где взять жилет, как надеть его на себя, – говорит инструктор, после чего бортпроводники произносят инструкции. 

Айнур, как и Болат, пришла в авиацию в 2002 году, устроившись в авиакомпанию бортпроводником. В 2009 году она стала инструктором по аварийно-спасательным процедурам и оборудованию:

— Больше приходится вкладывать в новеньких, мы рассказываем им более детально. Когда приходят опытные бортпроводники и пилоты, как на этом тренинге, то с ними легче. 

Однажды у Айнуры на борту возникло возгорание, которое удалось быстро потушить:

— У меня был случай пожара в печке. Это было очень давно, я тогда еще была просто бортпроводником. Мы потушили огонь, сделали все по инструкции. Это было на международном рейсе. Больше таких инцидентов, к счастью, не было. 

Айнура Картаева работает бортпроводником 4 года, к небу и полетам у нее интерес с детства:

- С детства я смотрела фильмы про небо и самолеты, мечтала стать бортпроводником, много путешествовать. Моя работа дает мне такую возможность. В моей работе мне нравится дисциплина. Здесь я не могу опоздать ни на минуту. Это дисциплинирует, ты воспитываешь себя, держишь себя в форме. Здесь я приобрела навыки коммуникации с пассажирами, с другими бортпроводниками. В работе бывают разные ситуации, которые становятся мне уроком. Экстремальных ситуаций в моей практике не было, к счастью, но мы очень много готовимся к таким случаям, разбираем подобные примеры с инструкторами, чтобы быть готовыми ко всему, – рассказала Айнура. 

В некоторых ситуациях бортпроводникам приходится сталкиваться с беспечностью самих пассажиров, которые, например, могут не пристегиваться ремнями безопасности:

— Существуют общепринятые правила, они прописаны в одном документе и одинаковы для всех авиакомпаний в мире. Представьте, что вы находитесь в транспортном средстве, которое разгоняется до 800 км/час в среднем. Если этот самолет резко остановится, а вы будете не пристегнуты, то по правилам физики вы продолжите движение и столкнетесь с препятствием: передним креслом, полом, потолком, иллюминатором или чем-то другим. Если это произойдет, то вопросы будут задавать экипажу, под вопрос поставят профессионализм команды бортпроводников. Поэтому мы просим всех пассажиров быть пристегнутыми во время движения. Турбулентность непредсказуема, поэтому мы просим в воздухе иногда пристегиваться и зачастую бортпроводники рискуют своим здоровьем в это время. С 2002 года ситуация меняется – культура безопасности растет, – отмечает Болат. 

Вместе с тем он признается, что с каждым годом сознательность пассажиров и культура поведения на борту самолета растет:

— Меня не задевает мнение о бортпроводниках, как об официантах в небе. Если человек так думает, это его мнение – нет проблем. Наша задача заключается в том, чтобы наш бортпроводник знал, понимал, умел то, что он делает. Если разобрать работу бортпроводников, то, да – видимая часть работы заключается в раздаче еды, напитков, пледа, разговорах с пассажирами. Но есть еще и невидимая работа по обеспечению безопасности , которая незаметна пассажиру. Он знает, что если появится огонь, дым, вода или самолет попадет в турбулентность, экипаж среагирует правильно.

За 15 лет в авиации у него накопились не только знания и опыт бортпроводника, но и появилось одно суеверие:

— У каждого человека, наверное, есть суеверие. Что такое суеверие? В моем понимании – это закономерность, которую вы испытали. Для меня это история про пришитую пуговицу. Перед полетом желательно не пришивать пуговицы. Пусть это сделает кто-то другой. Конечно, это несерьезно, просто такой таракан в голове (улыбается). Скажу за себя – страха нет. Конечно, есть базовый страх – умереть, но не на самолете. Самолет – это средство передвижения, вероятность того, что с ним что-то произойдет очень-очень мала: все системы проверяются несколько раз, за этим следит большой персонал. Больше опасности поджидает человека на велосипеде либо на машине. Каждый день кого-то сбивают, кто-то попадает в аварии.

Болат как сейчас помнит, что в в авиацию его привело желание летать и открывать для себя новые города:

—Сам полет – это событие. Однажды я просто захотел продлить это событие. «Эйр Астана» тогда только появилась, и я был среди первых бортпроводников компании, которых отправили обучаться. Тогда я впервые попал в Стамбул, наверное, поэтому этот город для меня особенный – первый город, в котором я побывал за границей. Я до сих пор выполняю рейсы, у меня есть летная лицензия, я старший бортпроводник. Мы летаем на всех направлениях. Нельзя прийти в авиакомпанию и летать только по внутренним направлениям или только по международным. Мне нравятся разные города, но Франкфурт и Стамбул мне особенно близки, – рассказывает Болат, добавляя: – Мой любимый аэропорт – аэропорт Алматы, потому что здесь мое всё: и семья, и друзья.