Управляющий директор театра АРТиШОК Анастасия Тарасова, специально для Vласти

Фотографии Антона Болкунова и Анастасии Палагутиной

В театральном чате ребята переписываются о том, как лучше всем вместе добраться до поселка Алгабас. Именно там сейчас находится наша репетиционная база, где создается спектакль «Байконур». Уличный спектакль создается вместе со звездами мировой сцены Инженерным театром АХЕ из Санкт-Петербурга. Репетиции проходят на производственной базе, где работает мой папа. Он всю жизнь занимается памятниками из гранита, так что мы репетируем среди надгробий. Вместе с нами звезды Эдинбурга и обладатели «Золотой маски». Чистый воздух, природа, жара.

«АРТиШОК уже большой» – именно этот слоган как нельзя кстати подходит к нашему теперешнему положению. Планов и идей так много, что им срочно нужно «бОльшее» пространство. Ждать открытия новой площадки – нет времени.

…Отложи суету,

смс, электронку,

вранье, свой уют,

свой комфорт,

капучино,

салон бороды,

ру, джимейл,

джип, шопинг,

новости, бред,

негатив, понты.

Ты готов посмотреть на себя?

Обычно в июне мы закрываем наш сезон, уходим на каникулы. Ну, как каникулы…ремонт, вентиляция. Каждое лето мы ищем себе приключения, лишь бы не отдыхать. Нынешний summer time, конечно, посвящен нашей самой амбициозной идее - ТЕАТР СТРОИТ ТЕАТР. Чтобы осуществить все задуманное ошибочно полагаться только на спонсоров. Привычно мы рассчитываем сами на себя. С первого дня краудфандинга мы говорим о том, что готовы все лето работать, чтобы самостоятельно обеспечить часть 20 миллионного бюджета на оборудование новой площадки.

ARTиШОК пробивал себе путь в Астану больше года. Прошлым летом мы были в офисе ЭКСПО, рассказывали о театре, позже выслали всю информацию – так мы надеялись попасть в культурную программу, в которой задействованы практически все государственные театры. Мы не попали. Но за последние несколько лет, несмотря на редкие встречи с публикой в столице, у нас все же сформировалась своя аудитория и лояльные компании. Так сложилось крепкое партнерство с программой развития ООН в Казахстане. Международная организация, которая объективно далека от театра, стала нашим хорошим другом.

13 июня в 5 часов утра мы подъезжаем к главному входу ЭКСПО. Сегодня на территории выставки «День ООН», и у нас есть всего несколько ранних часов, чтобы провести репетицию, проверить всю технику, дабы ровно в 10:00 торжественно пронести в параде флаг Организации Объединенных Наций. Это действо мы репетировали последние три недели на нашем футбольном поле во дворе театра. 

You

You're a person

You're a human

Millions of us

I create, I love, I give

Be with me

Give me power

Support and protect

Be a human

Астана город бесконечного протокола и рамок. «Так нельзя, здесь запрещено, утвердите текст, музыку, имя композитора. Это не хорошо, не плохо, мы просто не привыкли так работать» - все это колоссально забирает время, а самое главное нервы. Нервничают все: от менеджеров-исполнителей, до шефов всех инстанций. Галя Пьянова, наш режиссер, сочувственно обращает внимание:

– У вас волосы седые, из-за работы, да?

– Нет, что вы, это наследственность.

Здесь не принято показывать чувства. Мне кажется, люди в этом ветреном городе очень от этого страдают. Но приехали мы – комок эмоций, чтобы все улыбались. Это такая профессия и она лучшая. Среди нашего списка аккредитованного реквизита: ходули, огромные шары-зорбы, гироскутеры, двухметровые крылья, коробки с гримом и костюмами. Чина Капин смеется, что мы и есть то самый Цирк дю Солей. Как настоящие бродячие артисты, мы на своей газели привезли из Алматы несколько коробок с чудом, которое по деталям и элементам собирал наш художник Антон Болкунов. Вот шляпы барабанщиков – их главное украшение из ярких ершиков и мочалок для посуды. Крылья и бороды заботливо нарезаны из пластиковых пакетов, приехал бы Генсек ООН, вот он бы точно заценил такой авторский ресайклинг.


На летней сцене National Day Stage собираются почетные гости. Среди них председатель сената парламента Касым-Жомарт Токаев. Наверное, главный человек из-за которого здесь много людей в деловых костюмах и темных очках с холодными непроницаемыми лицами. Мы за кулисами быстро наносим грим. У первого ряда VIP гостей есть только 10 минут, чтобы выслушать официальные речи. Когда мы выходим на сцену, они уже направляются к павильону ООН на экскурсию.

Сен!

Сен адам баласы,

Жиырма бірінші ғасыр баласы,

Қара маған қара,

Смс, ғаламтор,

өтірік, капучино,

сақал салоны,

ру, джимейл, джип,

жаңалық, шопинг,

сандырақ, бастықты...

мақтануды кейінге қалдыр.

Сен өзіңе қарауға дайынсың ба?!

Маған қара!


Вечером того же дня мы исполняли театральный песенник – спектакль-концерт, который появился в репертуаре нашего театра в конце сезона. Артисты поют со зрителями, исполняем любимые песни, написанные в нашей стране и не подпевать им просто невозможно. На вечернем приеме к гостям присоединился министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов. Выступать перед такой важной публикой интересно и не страшно. Наверное, страшно многим из организаторов – вдруг не понравится, вдруг будет скучно, или слишком громко или не понятно. Мы ведь мы экспериментальный театр, можем выкинуть что угодно, а в Астане любят, чтобы все было ясно, четко, по протоколу. Но ребята из ПРООН доверились нам. Поем «Көзімнің қарасы», «В серых каплях дождя…», «Ты пришла весна…». Вот уже перед сценой ребята вальсируют с делегатами из ЮАР. Я оглядываюсь, за моей спиной подпевает Алихан Байменов. Все получилось, все работает.

Каждое выступление, к которому готовишься несколько месяцев, пролетает как миг. Даже сообразить ничего не успеваешь. В параде, который мы готовили для «Дня ООН», у нас была придумана специальная речевка, теперь мы ее делаем вместо разминки:

Я живу

Өмiр сүремiн

Cыт, одет,

Я здоров,

Я умею и знаю,

Я люблю, мен сүемiн, I love!

У меня есть работа,

Дом, вода, свет,

Счастье так просто!

Счастье.

Так.

Просто. 

В воскресенье на очередной репетиции в Алгабасе мы решили встряхнуться от жары и просто для себя повторить этот номер. Десять артистов, громко декламирующих основные человеческие ценности, цели устойчивого развития ООН, уже через десять минут привлекли внимание местных жителей, которые в свою очередь быстро вызвали полицию. Доказывать стражам порядка, что мы артисты, которые репетируют среди памятников спектакль, оказалось не просто. Требовали предъявить документ, что мы театр. Слава богу, сошлись на сайте, страницах в FB и фотографиях со «Дня ООН». Мы сказали волшебное слово «ЭКСПО, ЭКСПО, ЭКСПО», обещали не шуметь и еще долго отвечали на любопытные вопросы полицейских, кто мы такие и что за театр. Они пообещали, что придут к нам в новом сезоне. Как зрители.

Счастье. Так. Просто. 

В конце апреля алматинский театр АРТиШОК объявил о старте краудфандинговой кампании на строительство большой сцены на месте бывшего ночного клуба DaFreak. Поддержать театр можно на сайте start time. Краудфандинговая кампания продлится до 28 июля. А Vласть в течение нескольких ближайших месяцев будет рассказывать о том, как Театр строит Театр.