Постановщик «Банки», актриса Немецкого театра Наталья Сакович, получила профессию режиссера только в этом году, тоже в Екатеринбурге, хотя небольшой постановочный опыт у нее уже был. «Банка» стала первой полноценной и профессиональной работой Сакович в Алматы.

Арт-убежище «Бункер» выросло из театра-студии diWel после того, как ее покинули руководители Сергей Тейфель и Антон Дукравец, целиком отдавшие себя работе в труппе Немецкого театра. Выпускники diWel, актеры-любители, долго шли к первому спектаклю, создавая в арендованном у города бомбоубежище и городской квест, и площадку для концертов и творческих вечеров.

Тая Сапурина – представитель новой российской драмы, а главный персонаж ее «Банки сахара» - типичный «лишний человек» XXI века – невротик, ипохондрик, нерд и социопат. Он живет за закрытыми дверями собственной квартиры, не впуская в свою жизнь ни курьеров, доставляющих еду, ни пожарных, ни сотрудников ЖКХ. Единственные человек, с которым общается Николай – соседка тетя Галя, ее он иногда видит с балкона и разговаривает то через стену, то через вытяжку на кухне. Коля мог бы стать символическим героем для театрального дебюта «Бункера», которому фирменная ужасающая стилистика досталась в наследство от diWel. Но оказалось, что приглашенный режиссер хоть и работала когда-то с труппой как педагог по актерскому мастерству, любви «Бункера» к провоцированию страха и угнетению зрителя не разделяет.

Сакович переставила акценты в пьесе Сапуриной так, что главный герой в конце не остался в собственном панцире, просто слегка раздвинув его границы, а вышел из него в поисках «красоты». Хэппи-энд в новой драме – явление инородное, и обнадеживающий финал лишает спектакль того пугающего обаяния и потенциального дискомфорта для публики, которое есть в пьесе. Так, история одиночества и маниакального наслаждения от этого одиночества превратилась в историю любви – а кого сегодня такой удивишь.

Бесперспективным кажется и еще одно режиссерское решение – настойчивая психологизация образов. Если играть на надрыве весь спектакль, есть большой шанс перейти на фальшь, что и случилось с исполнителем главной роли Виталием Пшегорским, а иногда происходило и с его партнершей по сцене Ольгой Макаровой. В общем и целом, полтора часа действия кричащие в зал артисты больше утомляют, чем приглашают к чему-то иному.

Симпатично и убедительно смотрятся танцевальные отбивки между сценами в исполнении загримированной не то под зомби, не то под панков мужской половины труппы. Образы выглядят действительно «бункеровскими», они органичны в стенах подземного театра, хотя и не до конца вплетаются в повествовательную канву. Впрочем, заминки в переходах от разговоров к хореографии, стоит, по всей видимости, считать техническими: труппа еще не «обкатала» свое бомбоубежище именно в работе над спектаклями, отсюда и накладки по звуку, и неуверенность при проходе за кулисы и обратно.

Тем не менее, «Банка» - достойный старт для «Бункера» как для театра. Труппа экс-diWel выбрала для постановки современную драму, с которой ей уже доводилось работать, привнесла в нее, хоть и частично, собственное жутковатое обаяние. Тем самым, «Бункер» продолжил позиционирование себя как антипода традиционному театру, причем не только в выборе драматургии, но и в календарном расписании: когда академические театры празднуют закрытие сезона, в театральном бомбоубежище все только начинается.

«Бункер», наряду с другим недавно открытым частным театром, «Своим», может стать флагманом нового театрального движения в Алматы. Движения, во главе которого стоят не профессиональные актеры и режиссеры, но люди, стремящиеся делать искусство, а кроме этого – удивлять, что по нынешним меркам даже нужнее.