Двое старших уже учатся в школах. Двое младших пока пребывают в счастливом свободном плавании. И у меня осталось 2-3 года, чтобы их плаванье, их полет, продолжались по свободной траектории, и желательно вверх. Чтобы они не утратили своих уникальных способностей быть свободными, счастливыми и уважаемыми.
Я не хочу заниматься скринингом школ и учителей, чтобы эти условия максимально приблизить к своему идеалу. Я не хочу частных школ с заоблачным ценами и псевдотепличными условиями. Я не хочу возить детей через полгорода ради талантливого педагога и разрываться между домашними уроками и кружками. Я даже не хочу домашнего обучения, которое у нас фактически запрещено и нужны просто титанические усилия, чтобы выбить экстернат. Это все не есть решение.
Вы уж меня простите, но я мало смотрю телевидение и почти не читаю нашу казахстанскую печатную прессу. Я не знаю, к какому идеалу сейчас стремится страна. Фейсбук волнами приносит мне мозаику происходящего, но есть ли это цельная картина мира, я не в курсе. Поэтому мне приходиться домысливать. Это как в детском саду, когда ребенок опускает руки в мешок и нащупывает игрушку, а потом угадывает сей предмет. Я нащупала странную ситуацию. Мне кажется, что у нашего общества нет ни мечты, ни представлений о том, как мы хотим жить в будущем. Нет, я знаю о правительственных идеологических рефлексиях: «2050 год», «100 шагов» и прочее. Но на такие лозунги я не реагирую: перекормили в советском детстве. Я о другом. Об обычных наших семейных мечтах, если хотите. Иметь достойное жилье, здоровое питание, счастливых и гармонично развитых детей, интересную работу, насыщенное смыслом общение и по-человечески добрые отношения, любовь, уважение. Что не дает воплотиться таким простым и понятным запросам?
Знаете, меня глубоко поразила одна вещь. Вы наверняка слышали выдвинутый Аружан Саин лозунг «Казахстан – без сирот!» Я признавала красоту, полет и силу мечты этого призыва. Но я не верила в то, что это возможно. Мне казалось, что уж очень утопично все это. Как это, без сирот? Сказка! Но.... За 2 года проект «Дом Мамы», который спонсируют наши бизнесмены и по мере возможностей, неравнодушные граждане, спас от сиротства 566 детей! Благодаря этим усилиям за это время количество потенциальных сирот сократилось вдвое. А это все равно, что закрыть 2 детских дома! За 2 года. То есть теоретически, через пару лет при таких темпах можно будет закрывать дома малютки. А если наши чиновники окажут действенную помощь Аружан Саин и не будут чинить препятствий для полноценного функционирования открытой базы данных детей для усыновления, то «Казахстан без сирот» вполне может стать реальностью. И это да, это гражданская инициатива. Это то, что происходит на наших глазах.
Зато другие новости удручают безмерно. Возможно, вы уже знакомы с отчетом Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment) за 2012 год (результаты отчета за 2015 год еще не опубликованы), в котором обнаруживаются шокирующие цифры: казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 – по естественно-научным дисциплинам и 63 – по читательской грамотности. То есть выпускники наших школ с трудом понимают содержание текстов, не умеют мыслить и выражать свои мысли.
Я верю, в то, что решение этой головоломки лежит на поверхности. Что оно очень простое и элегантное. Прежде всего, нам не нужно от жадности перегружать школьные программы и выжимать из детей все соки. Они сами способны впитывать огромные объемы информации и гораздо быстрее чем, мы полагаем.
Давайте отойдем от чрезмерной привязки к учебникам, потому что сегодня текстовая информация сильно проигрывает в скорости восприятия визуальной. Поэтому давайте смелее использовать в учебных целях, например, научно-популярные фильмы ВВС. За 1,5 часа эфира дети узнают об устройстве мира, экологии, животных, истории, анатомии человека в разы больше. Оставьте время для обсуждения в классе. Так дети научатся выражать свои мысли.
Современные психологи советуют не спрашивать у детей, кем они хотят стать в будущем. Они рекомендуют узнавать, какие проблемы те хотели бы решать. Так давайте вместо тестов и контрольных заданий предлагать детям решать проблемы. Какие угодно: от подготовки к семейному ужину до проблемы перенаселения. От устранения течи под раковиной до интерпретации Шекспира в современных театрах. И тогда детям станет очевидно, для чего нужно знать свойства металлов, как подсчитывать объем калорий, зачем нужна литература и почему нужны прогнозы.
Поставьте детям интересные задачи, и тогда они сами будут требовать научить их решать логарифмы, как находить угол наклона при котором шарики покатятся вверх, а не вниз. Им будет интересно, как быстро прогреется помещение и какие энергоносители лучше для этого использовать. Как сохранить тепло? Для чего нужны градусники и для чего нужно строить диаграммы. Главное, что здесь есть практический интерес. Есть начало и есть логический конец. И практическое значение.
Сегодня наша школьная система, являясь наследницей советской системы образования, воспроизводит растерянных людей, которых научили не выходить за клеточку, боящихся помарок и обладающих чистым знанием без практического применения. Людей, которых научили компилировать, а не писать сочинения. Людей, которые умеют пользоваться клише. Жизненными клише. Нас научили как жить трудно, как терпеть. Нас не учили принимать решения, потому что готовые решения есть только у учителя, то есть у власть предержащего.
Та небольшая группа людей, которые способны мыслить, состоялись скорее вопреки советской системе, чем благодаря ей. Тоже метод, безусловно. Выходят бриллианты чистой воды. Но, согласитесь, таких бриллиантов мало. А с таким маленьким населением как у нас, это количество становится вообще критическим.
И вот мы подспудно ищем иного пути для своих детей. Чтобы выросло поколение, способное вырабатывать свои решения, нести за них ответственность, анализировать, мыслить и действовать.
Другое дело, что мы ищем все вразнобой: школы, педагогов, кружки, считаем, что лучше для будущего научиться за раз всему, да побольше. И не успеваем.
Не успеваем, к слову, потому, что еще на советскую систему переносим элементы западной системы образования. А они суть разные. Смешав эти системы, у нас получается некий уродливый продукт.
Поэтому идею качественного образования необходимо сделать национальной. Она касается всех и каждого. Она состоит из очень простых решений. Их можно применять уже сегодня. Об одном из них я уже писала. Замените шариковые ручки на карандаши. Давайте отменим оценочную систему в школах. Тем более мы уже давно наполовину в рейтинговой сидим (ЕНТ, вузы). Давайте сформируем новый формат: постановка проблемы - решение.
По большому счету, куда как перспективней приглашать на форумы педагогов-новаторов, ученых- футурологов. Транслировать их в прямом эфире, обсуждать их предложения. Мы должны стать нацией, которая получает образование по самым современным методикам. Нужно создавать экспериментальные площадки в городах и аулах. Нет помещения? Мы можем поставить юрты. У нас малокомплектные школы? Прекрасно, давайте учить по системе, которая не делит детей по классам и возрастам. Учителя не умеют пользоваться интернетом, не успеваем печатать учебники и развозить их к началу учебного года? Есть решение - купите один большой телевизор и ставьте фильмы ВВС. Мы всегда были гибкими и легкообучаемыми, это у нас в крови. Это преимущество надо использовать. Нас всего 17 миллионов. Мы станем уникальной страной, брендом, если каждый наш гражданин станет высокообразованным индивидом.
Я понимаю, что это все кажется нереальным, ибо при таком подходе, старые инструменты оценки и контроля летят к черту. А как можно оценить ярко мыслящую личность?
Давайте не будем искать в одиночку решение проблемы для своего ребенка. Давайте сделаем лучшей каждую школу в вашем дворе.