Удивительным образом складываются обстоятельства нашего второго выступления в Милане за последний год. Если прошлым летом ARTиШОК приехал в Италию в самый разгар ЭКСПО, когда не утихала шумиха вокруг казахстанского павильона, то на этот раз мы вместе со спектаклем «привезли» целый самолет отечественных дизайнеров на Milan Design Week. Вообще, после того, как стало известно, что спектакль «Проба» приглашен в Милан, алматинский офис бронирования билетов прямо таки атаковали с вопросами, как можно получить билет на итальянский показ и сколько он стоит? Лично мне было крайне забавно – так придите, да и посмотрите в родном городе. Ан нет, мы с оказией в Милане и у нас свободный вечер. Ну что ж, в любом случае родная публика — это всегда приятно и у нас действительно в зрительном зале, как на футбольном стадионе, был целый сектор болельщиков, которые обожают Чингиза Капина во всех его ипостасях.
Надо сказать, что выступление для Чингиза было более чем волнительным. Когда мы прошлым летом играли спектакль #ПРЯМОПОТОЛЕБИ, на площадке театра Nohma (а он втрое больше Артишока), выступали девять человек, а тут на той же сцене один Капин. За день до первого показа назначено интервью для ведущей итальянской газеты Corriere della Sera. Вопросы задает Валерия Криппа, колумнист издания и, внимание, гастрольный директор Рудольфа Нуриева. То есть каждое слово Чингиза, парня из какого-то Казахстана, который вздумал влезть в шкуру великого танцовщика, она взвешивала на своих точнейших весах, брала паузы и продолжала спрашивать дальше. Утром, когда вышла газета, мы едем в метро и смеемся над тем, как Чингиз сдавал ей экзамен по Нуриеву, потом разворачиваем издание на нужной странице с фотографией Капина и активно, на весь вагон «читаем».
Ливия Помодоро, руководитель театра Nohma, а по совместительству председатель миланского трибунала, лично встречает каждого зрителя в фойе. Мы, следуя артишоковской привычке, тоже хотим приветствовать людей на входе, но ее охрана советует нам не высовываться. Потом в моей ленте, кто-то прокомментирует – почему публика такая ..ммм…пожилая? Почетные седые головы действительно заняли весь партер еще за минут сорок до начала. Я осторожно следила за тем, как они внимательно изучали программку, рассматривали Чингиза, который уже был на сцене. Я уже знаю этих бабушек и дедушек, они еще те «оторвы». Открывать для себя новые имена стремятся те, кто умеют и любят работать душой. Это действительно настоящая большая работа - пойти, посмотреть незнакомый тебе театр из незнакомой тебе страны. Глобально незнакомым Артишок продолжает оставаться для большинства алматинцев. Несмотря на 15-летний юбилей театра в этом году, я уверена, останови не то, что пожилого, любого молодого человека на улице Алматы, я могу догадаться, какой будет ответ на вопрос, знаете ли вы такой театр. Чаще всего я слышу, да, мол знаем про это место, но никогда не были. Прекрасно, говорю я себе, мне есть над чем работать.
История великого советского танцовщика, рассказанная актером-казахом, у которого не случалась балетная карьера, в Милане сорвала свои заслуженные аплодисменты. Опять кто-то из моих алматинских френдов интересуется – а встал ли зал? Блин, отвечаю я, может, хватит наводить справки, придите, купите билет, посмотрите спектакль. Не важно, в Италии или в Казахстане, не важно, молодой вы или старый. Возможно, вам понравится, а, возможно, абсолютно нет, но это тот самый случай, когда у вас есть выбор, когда решаете вы сами, куда ходить и что смотреть. И пока бабушки Италии в этом смыслят однозначно лучше.