Почти полтора года прошло с тех пор, как Қанды қаңтар (каз. кровавый январь) шокировал казахстанцев и мировую общественность. Официальная версия событий – попытка насильственного захвата власти террористами – широко оспаривается. Приговор бывшему главе КНБ Кариму Масимову за государственную измену предполагает, что случившееся могло быть «межэлитными разборками». Действительно, президент Касым Жомарт-Токаев пообещал «справедливое расследование» - в том числе заявлений о пытках и жестоком обращении с задержанными. Но, учитывая предельно малое количество привлечений к суду виновников и бездействие правительства по оказанию помощи пострадавшим и их семьям в поисках правосудия, обещания оказались пустыми словами.
Похищение из больницы
Ермек Абдрешов - один из пострадавших. Больше года он пытается добиться правосудия. В результате перенесенных им пыток, мужчина лишился зрения. Во время волнений в Алматы свето-шумовая граната разорвалась рядом с ним. Три дня спустя, когда он очнулся в больнице, он не мог ничего видеть, кроме смутных теней. Вскоре его схватили мужчины в масках и черном обмундировании и доставили в следственный изолятор, где он вместе с другими жертвами подвергся избиениям на улице на морозе. Его окатили холодной водой, затем завели внутрь и стали бить дубинками по голове. В этот момент, зрение Ермека пропало полностью. С того рокового дня мужчина живет в темноте.
Ермек – лишь один из многих. Журналистка из Атырау Олеся Вертинская также стала жертвой жестокости. Ей грозили расправой во время ее незаконного задержания. Олесю задерживали дважды. Первый раз это произошло 7 января на глазах у ее троих детей. Через два дня ее снова задержали и отвезли в спортивный комплекс «Динамо», где она увидела множество людей, истекавших кровью. Полицейский велел ей закрыть рот и с силой толкнул об стену. «Он начал кричать, что меня надо застрелить», —вспоминает женщина. Позже ее отпустили. Она была не единственной, кого поместили в спорткомплекс, на ходу превращенный в пыточный центр.
Слабая вера в справедливость
По сей день властям не удалось установить личности виновных в пытках Ермека. Расследование закрыли за отсутствием доказательств. В 2022 году с Ермека были сняты обвинения по делу об участии в беспорядках. На сегодняшний день Ермек получает небольшое пособие по инвалидности. Прокурор города Алматы принес ему официальные извинения за необоснованное преследование и за ущерб здоровью, причиненный во время содержания под стражей. Сейчас мужчина подает иск в суд о возмещении причиненного морального и физического ущерба. Ермек проявляет упорство в борьбе за справедливость. «Мое обращение к властям: найдите и накажите тех, кто меня пытал! Они были уверены, что их не накажут!»
В Атырау против Олеси выдвинули обвинения в участии в незаконном митинге, но суд позже оправдал ее, так как она исполняла профессиональные обязанности журналиста. Позже последовало несколько других обвинений. Заявления Олеси о пытках сначала отклонили, так как «отсутствовал состав преступления». Дело было возобновлено в феврале текущего года, после того как появилось видео с доказательством. Но Олесе слабо верится в справедливость закона.
Она требует от властей извинений. «Нам нужен новый фундамент, основанный на правах человека, и мы должны начать строить его с нуля», — добавляет она.
Жизнь в темноте
Хотя Ермек и потерял зрение, он не перестает бороться за светлое будущее. У него есть голос, и он заявляет: «Я хочу справедливости. Сейчас я живу в темноте.»
Токаев заявлял: «мы должны говорить правду – это моя принципиальная позиция». Но очевидно, что жертвы жестокого обращения и пыток не смогут добиться справедливости, пока государство не возьмет курс на прекращение безнаказанности за пытки. Пора покончить с безнаказанностью ради будущего Казахстана.
Автор – исследовательница Международное партнерство за права человека. МППЧ – это независимая неправительственная организация, основанная в 2008 году и базирующаяся в Брюсселе (Бельгия), МППЧ тесно сотрудничает с гражданскими объединениями разных стран, чтобы привлечь внимание к проблеме прав человека на международном уровне и способствовать соблюдению прав уязвимых сообществ. Более подробную информацию смотрите на сайте МППЧ.
This article is available in English here.