Начать рассказ о «Визитах» можно одним только утверждением: Померанцев великолепен. За роль пожилого американского еврея Грина в фильме Игоря Пискунова «Раз в неделю» артист получил премию «Выбор критиков»; слегка сместив акценты, на театральной сцене он явил публике уже немного другого Грина, но неизменно талантливо сыгранного.
«Визиты к мистеру Грину» не случайно задумывались практически бенефисом к юбилею народного артиста, именно так спектакль и воспринимается, в нем все, кроме Померанцева, на втором плане: и режиссер Сергей Попов, и партнер по спектаклю актер Антон Митнев, и сценография, и музыка, и – что греха таить – даже драматургия.
«Визиты к мистеру Грину» - весьма популярная бродвейская пьеса. На западе история встречи старика и молодого мужчины играется как комедия. Судите сами: 29-летний клерк едва не сбивает автомобилем 86-летнего старика. По решению суда, водитель обязан в течение полугода приходить к своей «жертве» домой раз в неделю. Старик Грин такому стечению обстоятельств совсем не рад: он утл, брюзглив, консервативен и страшно комичен в своей ветхозаветности. Молодой Гардинер тоже не слишком счастлив встречам – у него масса дел, он готовится бежать марафон и пытается наладить свою личную жизнь с каким-нибудь симпатичным парнем. Да, кстати, Росс Гардинер – гей. Не смешно? Ну, пожалуй. Так мы, в общем-то, и не на Бродвее.
Играя «Визиты» в театре, Юрий Померанцев еще сильнее, чем в кино, углубляется в драматическую составляющую своего персонажа. Режиссер спектакля Сергей Попов его не останавливает: во-первых, он сам весьма чувствительный и тонкий постановщик, во-вторых, как остановишь Померанцева-то. Это его спектакль, его материал, его право в конце концов.
То же самое происходит со сценографией: то, что у Барона должно выглядеть беспорядочным логовом выживающего из ума старика, художник лермонтовского Владимир Кужель делает лишь «оправой» для главного героя: много схематичного, ничего лишнего, только пара четких штрихов. Музыка тоже не перетягивает внимания на себя, для спектакля подобрали мелодии настолько предсказуемые и даже банальные, что на них можно вообще не обращать внимания, воспринимая как белый шум.
Через призму партнера, кажется, рассматривает свою роль и Антон Митнев, играющий Росса Гардинера. Он, похоже, своего персонажа побаивается и натянуто пытается было ему сопереживать, но энергетика Грина-Померанцева, смотрящего на гомосексуализм и легкомысленность с высоты прожитых лет и особенностей (в том числе и религиозного) воспитания, настолько сильна, что все попытки тщетны.
Можно возразить, что «Визиты» - пьеса не о сексуальных предпочтениях молодых людей. Разумеется, тем более что после признания Гардинера у Грина обнаруживается еще более жуткий «скелет в шкафу». Эта пьеса о любви, такой, которая «несмотря на», которой покорны все возрасты, классы, конфессии, национальности. Спектакль, впрочем, тоже получился о любви. Но такой, которая «вопреки», которая больше разрушает, чем созидает, которая ломает характеры и судьбы.
Примерно в то же время, когда в Алматы к 90-летию Юрия Померанцева начали готовить «Визиты к мистеру Грину», в Москве к 90-летию Владимира Этуша ставили спектакль «Потерпевший Гольдинер» по одноименной пьесе Виктора Шендеровича. Шендерович позаимствовал сюжет у Барона, заменив молодого мужчину молодой женщиной, введя между персонажами пошловатую любовную линию и разбавив действие бесчисленным количеством не самых лучших шуток о жизни русских евреев в американской эмиграции. В сети несложно найти отрывки из «Потерпевшего Гольдинера», после просмотра которых так и тянет снять воображаемую шляпу перед Юрием Померанцевым: за то, что, выбирая между комедией и драмой, смог отстоять собственное право.