Среди них:

  1. Пробки на дорогах
  2. Отсутствие мест для парковки автомобилей
  3. Точечная застройка
  4. Малое количество парков и других мест для отдыха, вырубка деревьев
  5. Недостаток школ, детских садов и другой социальной инфраструктуры

Винить в этом можно много факторов, начиная с приезжих и заканчивая акиматом, но фундаментальная проблема очень проста — город Алматы просто не рассчитан на такое количество населения, не рассчитан на такое количество автомобилей, на такие нагрузки на инфраструктуру. В целом, Алматы перешел определенную грань в плотности населения — при площади в 320 км2 в нем жило 1450 тысяч человек, а если брать медицинскую статистику, то 2,2 миллиона человек. В целом, это дает плотность населения минимум 4,5 тысячи человек на 1 км2. Для сравнения, в Астане плотность населения 1162 человека на км2, в Караганде — 876 человек на км2, а в Шымкенте — 1969 человек на км2, то есть плотность населения в других крупных городах в 2,5-5 раз меньше чем в Алматы. Плотность населения 4500 человек на км2 — это плотность населения Москвы и некоторых старых азиатских городов и переход за критический рубеж в 2000 человек на км2. Но в отличие от Москвы в Алматы не было, и пока нет:

  1. Пригородных электричек, которые позволяют перевозить огромное количество людей из городов-спутников
  2. Системы метро, которая не только покрывает почти всю территорию города, но и сопряжена с основными видами городского и пригородного транспорта
  3. Системы городского планирования микрорайонами с развитой социальной инфраструктурой, что приводит к отсутствию необходимости выезжать из своего района, кроме как на работу (в московском метро крайне редко можно увидеть детей — дети учатся в основном рядом с домом)
  4. Очень широких улиц и многочисленных многоуровневых развязок
  5. Системы кольцевых и объездных дорог

И при всем при этом Москва, особенно в центре, производит впечатление перенаселенного города — конечно не так как индийские или китайские города, но уже точно не так как европейские. Алматы от масштабов московских проблем спасали 3 вещи:

  1. Планировка города в виде прямоугольной сетки, а не радиально-кольцевая, что резко улучшает транспортную связность районов
  2. Наличие в части города сформированных микрорайонов
  3. Усилия властей города по улучшению транспортной обстановки — развязки, пробитые улицы, Восточная объездная дорога, линия метро и так далее.

Тем не менее, эти усилия в силу фундаментального обстоятельства — высокой плотности слабо помогали городу, особенно в критических случаях вроде мощного снегопада или необходимости вести масштабные ремонтные работы инфраструктуры.

Между тем, если обратить внимание на рост Алматы в историческом периоде, то можно увидеть, что город рос соразмерно своему населения.

Посмотрите на карту выше, которая показывает рост территории с 1860 по 1981 год (надо еще сделать скидку на увеличение этажности зданий): в 1860 году — 5000 человек, 1880 — 17 000, 1917 — 42 000, 1941 — около 240 000, 1981 — 1 миллион человек. Как видно, с 1941 по 1981 годы население выросло в 4 раза, но и площадь города увеличилась с примерно 50 км2 до 175 км2. Однако позже, хотя площадь города и выросла почти в 2 раза сообразно выросшему в 1,5 раза постоянному населению, но 5 обстоятельств ухудшили ситуацию:

  • массовая автомобилизация горожан (с 1990 года она выросла как минимум в 5 раз — до 505 тысяч автомобилей)
  • увеличение количества незарегистрированных жителей — это как минимум 500-700 тысяч человек, что увеличивает число жителей в городе до 2,2 миллионов человек
  • уменьшение объектов социальной инфраструктуры (детских садов и школ), на душу населения и общая неравномерность их распределения, что увеличивает количество поездок горожан
  • снижение доли перевозок общественным транспортом за счет ликвидации трамвайных маршрутов
  • появление огромных по площади вещевых рынков (к примеру, из 74 рынков города 34 построены незаконно в пределах «красных линий»)

Да и в целом в том же Генеральном плане была неверно оценена скорость роста населения — в редакции Генплана 2001 и 2004 годов количество населения к 2020 году прогнозировалось в районе 1,3 млн. человек, что явно не соответствует действительности.

Единственным способом улучшить ситуацию в городе стало его расширение, что и начало осуществляться с 2011 года — Указом президента Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 77 в черту Алматы были включены часть земель Алматинской области общей площадью 1330,25 гектар или 13,3025 км2. Однако, как я тогда сказал в комментарии порталу «Кворум.kz»: «Я считаю, что эта мера (расширение черты города) была абсолютно необходима, но недостаточна. Например, если посмотреть на то, какую территорию контролирует городской маслихат Атырау, то там есть простор для развития, а у нас его нет. По идее, для развития к Алматы нужно отнести все близлежащие районы от Байсерке до Каскелена и Талгара. Для огромной двухмиллионной конгломерации места отведено с гулькин нос! Городу нужно отдать как минимум половину близлежащих районов в радиусе 10-15 километров». Идеалом для Алматы, на мой взгляд, было бы конечно нечто вроде городских администраций Атырау и Экибастуза, которые управляют не только собственно своими городами, но и обширными территориями вокруг них.

Но присоединение территорий к Алматы не ограничилось 13,3 км2 и продолжалось дальше:

  1. Указом президента от 21 сентября 2012 года № 385 в состав Алматы включили часть земель Карасайского и Талгарского районов площадью 11 920,93 гектара или 119,2 км2
  2. Указом президента от 16 апреля 2014 года № 798 в состав Алматы включили часть земель Илийского, Карасайского и Талгарского районов общей площадью 23 200 гектаров или 232 км2.

В последнем случае в состав города вошло 27 поселков практически с населением 90-100 тысяч человек. Контуры города сейчас с последними включениями можно увидеть на карте ниже.

Таким образом, Алматы теперь имеет площадь около 685 км2 и население около 1 665 000 человек.

Если опять посчитать по плотности населения, то теперь плотность населения в Алматы снизилась с 4532 человека на км2 до 2431 человека на км2, а значит структура города будет перестраиваться и улучшаться.

Какие сложности могут быть при этом?

  1. Необходимо будет подтянуть данные территории до уже существующих районов города по многим параметрам — дороги, коммунальные сети, социальные объекты.
  2. Надо перерегистрировать и переоформлять все государственные учреждения на этих территориях, трудоустраивать работников этих учреждений.
  3. Все новые территории и их жителей надо будет вносить в городские кадастры и базы данных, что повлечет определенные сложности с документами.

4. На все эти мероприятия нужны деньги и тут выступает — недостаток денежных средств. 15 апреля 2014 года Маслихат города утвердил бюджет города, и он составляет реально 342,7 миллиардов тенге. Затем были присоединены новые территории и из бюджета дополнительно выделили 12,1 миллиарда тенге, из которых на развитие этих территорий выделены 3,3 миллиарда тенге. Выделенные 3,3 миллиарда тенге будут направлены на топографическую съемку и геодезические работы, ремонт дорог и уборку территорий, а также на обеспечение деятельности объектов здравоохранения и образования. Но это конечно не очень большие деньги — в дальнейшем, судя по опыту развития Алатауского района, на их обустройство нужно будет тратить по 15-20 миллиардов тенге ежегодно.

5.Необходимо будет налаживать сообщение от присоединенных поселков до города — действующий проект легко-рельсового трамвая, который будет запущен в 2018 году, надо будет корректировать и вводить новые транспортные узлы и маршруты.

6.Возможно, надо будет делать еще ряд административных единиц в пределах города — новых районов.

Что даст расширение в перспективе городу?

  1. Возможность переносить районы застройки на свободные площадки, что сократит надобность в точечной застройке внутри действующих городских районов.
  2. Развитие транспортной инфраструктуры города для сокращения времени и снятия напряжения с основных магистралей.
  3. Развитие туристической инфраструктуры и объектов, которых в настоящее время не хватает.
  4. Жители пригородных поселков получат собственные социальные объекты, и им не будет нужды полулегально пользоваться городскими объектами (детсадами, школами, поликлиниками).
  5. Возможность для развития новых индустриальных производств и логистических центров.

В целом, данное расширение города Алматы свидетельствует о том, что с определенными трудностями город все-таки превращается в полноценную агломерацию с улучшенными условиями жизни и комфортной средой как для бизнеса, так и для населения.