По данным статистического комитета, на 2014 год в Казахстане было зарегистрировано 1777 турфирм, а также 111 курортов и санаториев. Цифры не впечатляющие - годом ранее, в 2013-м, было 2189 турфирмы и 129 санатория и курорта. Можно предположить, что по итогам 2015 года число турфирм в Казахстане станет ещё меньше, поскольку девальвация существенно подточила покупательскую способность граждан. Тем не менее, в сферу местного туризма вселяет оптимизм то, что ежегодно Казахстан посещают миллионы людей.
Согласно официальной статистике, за 2014 год в Казахстане побывали 6,3 миллиона иностранцев, правда, подавляющее большинство - граждане стран СНГ и только 677 тысяч человек приезжали из дальнего зарубежья. Большая часть гостей приезжает в Казахстан с частным визитом (4,4 млн.), немало иностранцев посещают Казахстан по служебной надобности (1,1 млн.), 657 тысяч человек вообще проезжают через страну транзитом и только 56 тысяч человек официально приезжают в Казахстан в качестве туристов. Эти скромные цифры отражаются и в данных мирового рейтинга Travel and Tourism Competitiveness Index, согласно которому, ещё в 2014 году Казахстан занимал 50 строчку по привлекательности в сфере туризма и путешествий, а в 2015-м скатился до 85 места в списке из 141 государства.
Но даже несмотря на печальные цифры мировых рейтингов, шансы увеличить поток иностранных туристов у Казахстана сейчас высоки как никогда. В этом году были отменены визы для 19 стран, граждане которых путешествуют чаще, чем кто бы то ни было. Впрочем, визы отменены временно - в рамках предстоящей выставки EXPO - до конца 2017 года, и действуют сроком до 15 дней. В 2016 году список стран планируется расширить.
«Казахстан обладает одним из самых востребованных турпродуктов — экотуризмом, - говорит директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова. - Мы богаты природными ресурсами, и, по мнению экспертов Всемирной туристской организации, этот продукт с каждым годом набирает популярность. В этом году увеличилось количество потребителей внутреннего туризма, повысился спрос на экстремальный туризм - рафтинг, восхождение в горы».
Когда падает тенге
На фоне отмены визового режима для ряда стран, не менее важным фактором привлечения туристов может стать снижение курса тенге по отношению к доллару. Аналогичная ситуация произошла в России - после прошлогоднего падения рубля неожиданно для всех выиграл въездной туризм. Количество иностранных туристов увеличилось на 60 процентов, поскольку при пересчёте на доллары отдыхать в России стало очень дёшево. Казахстану даже при практически полном отсутствии туристской инфраструктуры есть, что показать. Но без государственной поддержки всё же не обойтись.
«У нас 14 областей, в каждом регионе есть уникальные природные ресурсы, - говорит Рашида Шайкенова. - И здесь нужна государственная поддержка, в первую очередь, в сфере транспортной коммуникации, доступности туристских ресурсов. Поддержка предпринимателей, планирующих открывать гостевые дома, организация туристского транспорта, который мы можем по пальцам пересчитать - это один-два автобуса. Нужны преференции, налоговые коридоры, выделение земли, создание якорных проектов, таких, как юрточные аулы, где люди могут увидеть этнокультуру номадов, покататься на лошадях. Где можно будет увидеть, как собирается юрта, как делается кумыс, как жарятся баурсаки».
Турфирма «Turan Asia» - одна из немногих в Казахстане, где делают ставку именно на иностранных туристов. Компания успела зарекомендовать себя на казахстанском рынке и за годы работы сформировала круг постоянных клиентов. В разговоре директор «Turan Asia» Гульгайша Касенханова дает понять, что экономические потрясения не окажут негативного влияния на деятельность турфирмы.
«Разумеется, с отменой виз количество туристов увеличится, но не из числа постоянных клиентов, - говорит Гульгайша Касенханова. - Но и здесь существуют нюансы. Взять хотя бы цены на отели. Вот сейчас конец года — во всём мире знают цены на 2016 год, ко мне поступают заявки на футбольные матчи в Астане 2017 года, но ни один казахстанский отель мне цену дать не может. Я считаю, что дело тут не в колебании курса, просто они думают, что во время EXPO можно будет сорвать куш. Я так полагаю, по крайней мере».
По словам Касенхановой, наиболее популярными маршрутами для иностранцев является казахстанская часть Шёлкового пути и всё, что связано с историей и природой.
История, до которой сложно добраться
Букейординский район Западно-Казахстанской области - одно из самых интересных мест, связанных с поздней культурой кочевников. Более 200 лет назад император Павел I разрешил хану Букею обосноваться на левом берегу Урала. Сын Букея - хан Жангир, человек с европейским образованием, превратил этот регион в самую просвещённую часть степи. В Ханской ставке (сегодня посёлок Урда) была открыта первая больница, первая библиотека, первая метеостанция, первая русско-казахская школа. А рядом с посёлком Урда, на полупустынной местности, растёт сосновый бор, разбитый здесь полторы сотни лет назад. По мнению местных краеведов и историков, Букейординский район имеет все шансы стать центром туристического паломничества.
Историк Айбулат Курумбаев занимается проведением экскурсий в Букейординский район, но считает это скорее хобби энтузиаста, нежели полноценной работой. Удивительный факт: интерес к Ханской ставке у любителей истории очень велик, однако туристов в Букейординском районе практически не бывает. Основной причиной Курумбаев называет отсутствие специальных центров, где каждый желающий мог бы получить информацию о турфирмах, экскурсоводах и транспорте.
«По западному региону нет ни одного туристско-информационного центра, в который мог бы обратиться турист из-за рубежа, - говорит Айбулат Курумбаев. - Человек в таких центрах должен получить ответ по всем вопросам - начиная от близлежащих хостелов, гостиниц и кафе, заканчивая телефонами экстренных служб. С этими предложениями я выходил на управление предпринимательства, отдел туризма и внешних связей, но они ссылаются на отсутствие финансов и не могут поддержать этот проект, хотя и проявляют заинтересованность. С бизнесом договориться тоже весьма непросто. У бизнесменов всё поставлено на извлечение прибыли, но здесь они её не видят».
Другая причина - труднодоступность. От Уральска до Урды 600 километров, большая часть пути приходится на степное бездорожье. В дождливую погоду до Букейординского района можно добраться разве что на полноприводном автомобиле. В 50 километрах от Урды находится райцентр - Сайхин, через который проходит железная дорога, но, по словам Курумбаева, все поезда проезжают мимо.
«После того, как приняли закон о пограничной зоне в 25 километров, в эту зону попали многие туристские объекты, - говорит Айбулат Курумбаев. - Сейчас туда невозможно въехать без разрешения погранслужбы КНБ. Летом мимо Сайхина проезжает 16 пассажирских поездов, включая поезд Астана-Анапа. Но ни один не останавливается из-за пограничной зоны, потому что если поезд остановится, будут обязательные проверки со стороны пограничников».
По словам, Курумбаева, историей Букеевского ханства интересуется и много россиян, которым для посещения Ханской ставки сильно мешает отсутствие двустороннего пропуска.
«При переходе границы со стороны Астраханской области, на пропускном пункте Баскунчак вместо двустороннего поставили упрощённый пропуск, - сетует историк. - Проблема в том, что упрощённый пропуск действует только для жителей близлежащих районов, а двусторонний - для всех граждан России и Казахстана. И если введут двусторонний пропуск, сюда будут приезжать туристы из России, останавливаться поезда, а Букейординский район превратится из дотационного региона в доходный».
«Alpen Club» по-казахски
Известный казахстанский альпинист Максут Жумаев — один из немногих энтузиастов, которые пытаются привлечь внимание иностранных туристов к Казахстану. Имя Жумаева известно любителям гор далеко за пределами Казахстана — он стал 12-м альпинистом, сумевшим подняться на все 14 мировых восьмитысячников без применения кислорода. Сейчас Жумаев работает над казахстанским проектом «Alpen Club» - клубом, который объединяет любителей горного и экотуризма по всему миру. Он считает, что Казахстан для иностранных туристов — земля обетованная, поскольку настоящим любителям путешествий нужны не отели на берегу моря, а свежий воздух и нетронутые цивилизацией места.
«В наших горах есть дикость, необузданность природы, - говорит Максут. - Но европейцы привыкли к цивилизации — у них через каждые пять минут стоят указатели, а по всем тропам расписаны маршруты. В нашей стране есть потенциал в направлении узкого сегмента — экстремального и экотуризма. И чтобы нам это развивать, нужно благоустраивать всё по мировым стандартам. Но для этого вовсе не обязательно строить фешенебельные отели и сверхсовременные шале».
В качестве примера Максут Жумаев предлагает «Alpen Club» - сообщество любителей активного отдыха. Причём, это не коммерческий проект, а общественное движение, направленное на организацию безопасного туризма. Казахстану же в этом плане пока похвастаться нечем.
«Для Европы Средняя Азия очень привлекательна — со своей историей, культурой, природой, но европейские туристы боятся сюда приезжать, потому что по их меркам у нас нет даже минимального набора безопасности, - рассуждает Жумаев. - Если в Европе человек терпит бедствие на маршруте, то он может позвонить по страховой карточке «Alpen Club» и за ним абсолютно бесплатно прилетает вертолёт и доставляет его из точки бедствия до цивилизации. Ежегодно каждый член клуб платит за эту карточку по 50 евро, 10 из которых уходят на страховку, 20 - на развитие общего «Alpen Club», а ещё 20 идут на развитие филиала «Alpen Club», к которому они приписаны. Там всё прозрачно и понятно, люди вкладывают эти деньги в себя. И клубы не берут у государства ни копейки. Это очень правильная технология, которая разрабатывается из поколения в поколение».
Казахстанский «Alpen Club» существует уже три года. За это время Максут Жумаев расписал маршруты по горным тропам и подготовил соответствующие европейским стандартам макетные указатели. Несколько раз в Казахстан приезжали гиды из австрийского «Alpen Club», которые приятно удивились разнообразием местной природы — от поющих барханов до горных озёр и высочайшей вершины Казахстана - Хан-Тенгри (7010 метров).
«Полчища туристов готовы приезжать в Казахстан, удивляться и получать позитивную энергию от нашей культуры и природы, - уверен Максут Жумаев. - Но пока что наши люди не готовы поддерживать эту идею. Пускай сейчас я один воин в поле, всё равно найдутся единомышленники, у которых будет не потребительское понимание мира, а вполне нормальное».
В Алматы всё хорошо
В Казахстанской туристской ассоциации вполне справедливо считают, что первое место по привлекательности занимает Алматы, который в плане развитой инфраструктуры может послужить примером для всей страны.
«Сегодня в Алматы самое большое количество хостелов, - говорит Рашида Шайкенова. - И если этим летом наши трёх-пяти звёздочные отели имеют загрузку примерно 26-27 процентов, то хостелы, во всяком случае, в летний сезон имеют очень высокую загрузку — 70-90 процентов. И порядка 27 алматинских хостелов демонстрируют очень хороший бизнес».
Хорошо обстоят дела и с туристско-информационными центрами, где каждый желающий может получить бесплатную информацию о туристических возможностях города. В Алматы таких центров два — один организовало городское управление туризма, второй — туристская ассоциация Казахстана.
«Хватит уже говорить о том, что Казахстан привлекателен. Нужно просто что-то делать, - считает Рашида Шайкенова. - Хостелы и информационные центры — это реальные дела!»
По словам директора туристской ассоциации Казахстана, в развитие экотуризма могли бы инвестировать местные бизнесмены, которые почему-то не видят в этом серьёзной выгоды.
«В своё время проект по развитию экотуризма в Казахстане начинали иностранные донорские организации, которые выделяли средства жителям курортных мест Южного Казахстана и Акмолинской области, чтобы те обустраивали гостевые комнаты в своих домах, - продолжает Рашида Шайкенова. - Они до сих пор принимают иностранных туристов и зарабатывают на этом. Зарабатывает местное население, которое, в свою очередь, платит налоги, создаются новые рабочие места. А это очень важный социальный аспект для государства — когда народ занят. К тому же это ещё и формирование экологического мышления. Люди, которые зарабатывают на природе, не будут её уничтожать».