Как отметила депутат Гульнар Сейтмагамбетова, по итогам 2013 года доля отечественного производства в общем объеме ресурсов снизилась с 32,7% в 2008 году до 16,6% в 2013 году, что значительно ниже утвержденного целевого показателя. Другими словами, задача по удовлетворению потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности отечественного производства не выполнена.

— При имеющихся собственных ресурсах сырья, производство шерстяных тканей не осуществляется, необходимая потребность швейных предприятий в искусственном мехе и шерстяных тканях обеспечивается за счет импорта, - подчеркнула депутат.


Снижается и количество занятых в этой отрасли: если в 90-х годах это было 220 тысяч человек, то в 2012 году — 13 тысяч.


Председатель комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства по инвестициям и развитию Аманияз Ержанов признал, что в прошлом году доля отечественного производства в общем объеме ресурсов легкой промышленности составила 16,7%, за январь-июнь 2014 года – 14,0%. На 24% сократилось и количество инвестиций в отрасль.

— Основной проблемой отрасли являются инвестиционная непривлекательность из-за низкой рентабельности и долгого срока окупаемости проектов, нехватка оборотных средств у предприятий, а также зависимость работы текстильных предприятий от сельхозпроизводителей, которые являются основными поставщиками сырья, - сказал Ержанов.   

Он подчеркнул, что для улучшения ситуации в легкой промышленности необходимо разработать комплекс мероприятий, включающих в себя решение вопросов от поставки сырья до сбыта готовой продукции предприятиями.

Президент ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова заметила, что чиновники и производители впервые за 15 лет собрались за одним столом. А за это время накопилось немало вопросов. Она напомнила, что в стране работает программа по развитию этой отрасли, рассчитанная на 2010-2014 годы и в этом году правительство должно подвести ее итоги.

«У нас получается так: на 2010-2014 годы легкая промышленность была в числе приоритетных отраслей, но особых сдвигов и результатов не достигли, а на следующую пятилетку (ГПФИИР – V.) стала неприоритетной. Хотя в рамках Таможенного союза, в рамках ЕврАзЭС, и во всех странах бывшего Союза она  приоритетна», - сказала Худова.

По ее словам в программе, которая была утверждена правительством, на самом деле не было предусмотрено конкретных шагов развития отрасли.

— Если мы хотим, чтобы легкая промышленность вышла из такого состояния, в котором она пребывает последние 15 лет, то мы должны рассматривать комплексный план. И он должен быть подпитан какими-то конкретными делами и мероприятиями.

 Еще один представитель легкой промышленности директор ТОО «Медиатекс» Олег Носов также решил остановиться лишь на проблемах отрасли. По его словам, их можно разделить на три: незащищенность внутреннего рынка, несовершенство законодательства и высокая себестоимость производимой продукции, затрудняющая выход продукции на экспорт.

«Надо понимать, что эти проблемы взаимосвязаны между собой и не могут быть решены в отдельности», - сказал он.

Слишком высокие таможенные пошлины приводят к тому, что дешевле нелегально завозить готовую продукцию из Китая, Турции и Кыргызстана и продавать ее.

 «Производителю невыгодно производить на рынок, где он вынужден конкурировать с товарами сопоставимого качества, но ниже по цене. В результате лишь единицы из всех предприятий работают на рынок.  Эти же предприятия тратят огромные средства на развитие сети реализации. Большинство компаний полностью заняты в государственных закупках и даже простаивая по 3-4 месяца не хотят выпускать продукцию гражданского ассортимента, заведомо понимая, что это невыгодно», - рассказал Носов.

По словам промышленника, сегодняшняя ситуация в законодательстве не позволяет сделать отрасль привлекательной для инвестиций. А со вступлением в Таможенный союз «в таможенном администрировании мы сделали шаг на 10 лет назад».

«Произошло повышение пошлин по некоторым позициям, появились дополнительные требования. А самое главное, не стало легального выхода из ситуации. Это выражается в том, что любое нарушение, даже если оно выявлено своевременно самим участником ВЭД, ведет к наложению административного взыскания. При этом, естественно, выросла коррупция. Транзитная декларация стала процедурой, и любое расхождение в документах ведет как минимум к штрафу, а как максимум  - к конфискации товара и транспортного средства. Сегодня при имеющемся нарушении лучше отсидеться до истечения срока исковой давности, чем доплатить какие-то копейки из-за ошибки при растаможке, при таможенной очистке», - перечислил проблемы Носов.

По его информации Европейским банком реконструкции и развития были разработаны рекомендации в новый Таможенный кодекс, позволяющие в значительной степени либерализировать таможенное законодательство в части администрирования, однако «ни одного пункта в Таможенный кодекс не было принято».

Неразвитость инфраструктуры, огромное количество сертификации, которое появилось со вступлением Казахстана в Таможенный союз – все это ставит отечественных «легковиков» в неравные условия с импортерами.

В итоге диалога о том, как решить все проблемы, как планировалось изначально, не получилось. Депутаты предложили бизнесу изложить все проблемы в письменном виде, а потом уже в парламенте они подумают о том, что можно с этим сделать.