После Оскара Иньяриту шагнул в сторону советского кинематографа

Борис Байков, специально для Vласти

 Внимание всем выпускникам государственных и частных киношкол: фильм "Выживший" начинается с прямой цитаты творчества Андрея Арсеньевича Тарковского. 

Два мексиканца Алехандро Гонсалес Иньярриту и Эммануель Любецки берутся за американскую историю и оголяют ее до костей: природа, человек, медведь, томагавк.

 "Сталкер",  А. Тарковский

"Выживший" начинается со зрелищного столкновения отряда трапперов и индейского племени, а заканчивается терпким поединком двух охотников на шкур - Джона Фицджеральда (Том Харди), который должен был заботиться о раненном товарище, но вместо этого убил его сына и бросил его на произвол судьбы и Хьюго Гласса (Леонардо Ди Каприо), который должен был умереть, но выжил. Между двумя этими событиями - 300 километров зимы, которую Гласс проползет лишь бы добиться мести. 

Оскар за лучший фильм дает возможность реализации самых безумных идей: бюджет картины превысил закладываемый вдвое (от 65 млн. $ до 135), о тяжелых условиях съемок знают все, на этом и строилась рекламная кампания, которая описывала "Апокалипсис сегодня" на площадке. Результат впечатляет: если и сравнивать "Выжившего" по ощущению присуствия в самой гуще событий, то только с "Безумным Максом", однако в отличие от Миллера, Иньярриту вдохновлялся "Андреем Рублевым" и "Дерсу Узала", поэтому драйвовый эко-триллер разбавляется сновидениями главного героя, вроде захода Ди Каприо в разрушенную православную церковь. 

 "Ностальгия", А. Тарковский

Интересен еще тот факт, что тема мести - выбор даже не сценариста, а режиссера. В реальной жизни, никто не убивал сына Хю Гласса, более того - настоящий Хю Гласс не стал мстить, поскольку его бы повесили за убийство офицера США. В первоначальном варианте сценария сын умер задолго до описываемых событий, но Гласс всегда носил с собой ружье, из которого учил его стрелять, и именно желание вернуть себе этот символ памяти о потерянном ребенке и заставил его добраться до Фицджеральда, однако Иньярриту решил, что это неубедительно и сделал историю о гневе и мести. В таком контексте еще более непонятно почему он ориентируется на советское кино и даже цитирует полет матери из "Зеркало" Тарковского. 

"Зеркало", А. Тарковский

Ответ кроется в последних словах Ди Каприо: "Revenge is in God hands, not mine", ведь большие режиссеры всегда снимают о Боге. 

Фраза звучит до того, как он бросает живого Фицджеральда по течению холодной реки и это был бы замечательный финал: ведь шансы у его врага на выживание были бы ровно такими же, как у него в начале, однако дело в том, что Ди Каприо видит на том берегу индейцев и хорошо знает, что они лишат Фицджеральда скальпа, как только он его отпустит. Слова про Бога в данном случае ничего не значат, они всего лишь красивая эпитафия некрасивого действия, омовение рук убийцы.

Мелкие несовершенства никаким образом не отменяют огромную работу, которую проделали Иньярриту, Любецки и Ди Каприо. Хочется верить, что несмотря на слитую в Сеть копию фильма, большинство людей посмотрит его в кинотеатре, потому что полотна такого размаха и такие рискованные съемки позволяли себе единицы, которых теперь принято называть классиками. Будущее угадывать сложно, но с уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день Иньярриту снова снял фильм года.

Фото с сайта http://www.foxmovies.com