Лучшей актрисой была названа датчанка Трине Дирхольм за не очень убедительную историю телеведущей, муж которой получает в наследство огромный дом. Героиня убеждает мужа позвать туда еще пару друзей и устроить счастливую коммуну. Ее кокетливый аргумент "мы слишком зациклились друг на друге" в первой половине перерастает в её неумение сдерживать слезы злости в национальном эфире от мыслей о муже, счастливо кутящем с молодой любовницей перед телевизором в их собственном доме. Во время съемок режиссер фильма, бывший "догматик", Томас Винтерберг, явно увлекался больше восстановлением детских воспоминаний и если шведские 70-е за окном, саундтрек и уокман в конце заставляют улыбнуться, то параллельная линия о 7-летнем мальчике, у которого проблемы с сердцем, заставляет зрителя скорее нервничать: стоило ли убивать ребенка, чтобы проиллюстрировать неумение взрослых людей быть полигамными?

Еще один фильм о женщинах получил приз за сценарий - "Соединенныe штаты любви". Форма неизбежно напоминает "Раненного ангела" Байгазина, только вместо Казахстана тут Польша и главным символом 90-х становится не буйный мир подростка, а скучная жизнь лишенных любви женщин среднего возраста. Четыре истории, снятые легко узнаваемой камерой Олега Муту (который визуально придумал Новую Румынскую волну и с тех пор снимает каждый свой фильм как Новый Румынский) представляют собой дежа вю "Декалога", но с поправкой на расширение границ, приемлемого на экране. Тут и мастурбация в реальном времени, и секс с бывшим учеником в туалете, и провал ребенка в замерзшее озеро (что, кстати, Киесловский оставил за кадром) и огромное количество несчастных обнаженных женских тел.

Главным победителем вечера стал итальянский полу-док о жизни  острова Лампедузы в эпоху волны беженцев, хлынувших в Европу. "Огонь в море" начинается со статистики: территория острова составляет 20 кв. километров, прибыло 400 000 беженцев,  15 000 из них умерло. 

Джанфранко Рози (победитель Венеции 2013 за "Священную римскую кольцевую") оживляет цифры: главные герои его повествования - массовка из вымученных тел переселенцев: врач, который осматривает их на берегу и капризный мальчик Самуэль, любящий быть в центре внимания, но тяжело переносящий волнения в море. Контраст жизни спокойного, не очень опрятного, но все же европейского острова, и наполненных людьми мелкими суднами, в которых место наверху стоит 1300 $, а внизу - 800 $ завораживает сначала, но к середине этот прием навевает скуку. Фильм выигрывает больше всего за счет своей актуальности и подхода к ней - вместо острой критики слепой Европы или отторжения от хлынувшей волны варваров, мы видим вполне гуманный, умеренный взгляд на события. Сложно признать одну из двух сторон виноватой, когда всё, чего хотят обе - это жить лучше и, кажется, что трендом года будет не вопрос "кто виноват?", а "как максимально облегчить ситуацию?".  Впрочем, одной из инициатив 66-ого Берлинале был бесплатный вход в кино для беженцев, сопровождаемых волонтерами, с целью их культурной интеграции.


Полный список победителей:

Golden Bear for Best Film:  Fire at Sea - Gianfranco Rosi

Silver Bear – Grand Jury Prize: Death in Sarajevo - Danis Tanovic

Alfred Bauer Prize: A Lullaby to The Sorrowful Mystery - Lav Diaz

Silver Bear for Best Director: Mia Hansen-Løve - Things to Come

Silver Bear for Best Actress: Trine Dyrholm - The Commune 

Silver Bear for Best Actor: Majd Mastoura - Hedi 

Silver Bear for Best Script: United States of Love - Tomasz Wasilewski

Silver Bear for Best Artistic Contribution: Mark Lee Ping-Bing - Crosscurrent

Best First Feature Film: Hedi - Mohamed Ben Attia

Golden Bear for Best Short Film: Balada de um batraquio - Leonor Teles

Silver Bear - Short Film: A Man Returned - Mahdi Fleifel

Best Film Generation KPlus: The Trap - Jayaraj Rajasekharan Nair

Best Film Generation 14Plus: Mellow Mud - Renārs Vimba

Teddy Award: Tomcat - Händl Klaus