Выход в прокат: 17 марта 2016

Режиссер: Нуртас Адамбай

Создано: Nurtas Production

Стоимость билетов: от 500 тг

Просмотрено: за 100 минут

Актеры: Нуртас Адамбай, Карлыгаш Мухамеджанова, Жандос Айбасов


Дочь зажиточной алматинской пары Сабина (Нуртас Адамбай) возвращается в аул Жигеры, чтобы жить в пейзанской идиллии со своим мужем Жанибеком, его семьей и односельчанами. Первоначальный шок от резкой смены обстановки, который преследовал витальную девицу в предыдущем фильме (и телевизионных скетчах ее имени), прошел – теперь Сабина наслаждается любовью мужа, свекров, деверя и новых соседей, которые видят в ней не чужеродную горожанку, а чуть ли не ролевую модель. Во всяком случае, аульские школьницы вывешивают довольно скверного качества фотографию Сабины поверх устаревшего постера Бритни Спирс. Обучившаяся говорить на ломаном казахском (таким годами потчевал алматинцев незабвенный аким Храпунов, помнится), Сабина царит в Жигеры, - пока ее покой и спокойствие в поселке не нарушат два новичка. Одна, - идеальная до невозможности Карлыгаш (актриса Мухамеджанова), - вернулась в аул после учебы в Лондоне, чтобы стать сельской учительницей. Другой, Мади (Жандос Айбасов), описанный в фильме как казахский вариант Брэда Питта, отучился в США, чтобы работать в ауле почтальоном.  Все это глубоко волнует нашу келинку, отвлекая ее от рустикальных развлечений типа «Реабилитационного центра для келинок», и заставляет начать расследование в духе произведений Агаты Кристи – благо, новеллы про подвиги Эркюля Пуаро являются, по сути, единственным доступным на селе чтивом.

Для того, чтобы перейти к отзыву на творение Нуртаса Адамбая, который вновь выступает в роли режиссера, сценариста, продюсера и исполнителя главной роли, надо убрать с пути одну главную условность: «Келинка Сабина 2» - конечно, не кино. Это аудио-визуальное произведение, которое точнее будет обозначить как полуторачасовой набор комедийных ТВ-скетчей. Оценивать его как «кино», через призму строгих правил и требований этого вида искусства, было бы ошибкой. Но, убрав с пути этот нюанс, можно констатировать: шоу удалось. Телевизионное прошлое истории келинки и ее создателя лезет из всех щелей – но не выглядит на большом экране ни сиротством, ни самозванством. «Келинка Сабина» нашпигована массой приятных для зрителя мелочей – от небрежно прописанных, но талантливо сыгранных персонажей (чего стоит одна великая кудаги Бибигуль-апа!), успокаивающих душу сельских пейзажей и отличной, всегда уместной музыки композитора Никиты Карева до почти беззубых, но метких наблюдений за контрастом менталитета городских и деревенских жителей. Зрителю-киноману будет, где порезвиться, в плане различных синефильских отсылок – от нарциссического автоцитирования самого  Адамбая, который откланялся чуть ли не всем режиссерам, занимавшим его в качестве актера, до гомерически смешного переложения «Крестного отца» Копполы в исполнении аульского аташки.

Но отдельной хвалы заслуживает, конечно, виртуозная работа Адамбая как режиссера/продюсера/сценариста по лавированию между острыми камнями творческого процесса. Бывший кавээнщик с солидным стажем, Нуртас годами увлеченно копается – и в процессе извлекает оттуда вполне ощутимую выгоду, - в темах, которые обладают огромным взрывным потенциалом в нашем обществе, стремительно скатывающимся в первобытный консерватизм. Кросс-дрессинг, который у нас склонны равнять с гомосексуализмом; разница в ментальности и образе жизни между городом и селом; в принципе все гендерные вопросы; плюс шаловливые попытки высказаться на тему политики в стране, где все выборы сводятся к 78 тиынам – каждая из этих тем втянула бы менее изощренного кинодела в пучину социальной сатиры и связанным с ними PR-адом. Но Адамбай изящно огибает всех сцилл и харибд, и, танцуя, лишь слегка касается язв общества, сохраняя в своем фильме невыносимую легкость и блестящую беззаботность. Одно только это мастерство заслуживает внимания зрителей. «Келинка Сабина 2» работает на поле той нарочитой наивности, которой, по мнению многих, славились казахские комедии советского периода, и которая, очевидно, снова входит в моду. Такой подход может показаться дезертирством – если воспринимать кино как инструмент выражения мнения общества через искусство. Но, как мы уже установили, это — не кино.

Можно безболезненно наслаждаться.