Однажды в Шаныраке мы посадили несколько десятков деревьев. Их вырубили. Потом возле нашей редакции мы высадили кусты сирени и форзиции. Их выкопали.
Три недели назад мы опубликовали предложение алматинских архитекторов по реконструкции заброшенной гостиницы «Жетысу». Позавчера вечером она горела.
Иногда кажется, что все наши усилия по улучшению города ни к чему не приведут, и что легче опустить руки и плыть по течению. Управление по благоустройству лучше знает, где и как сажать деревья. А управление архитектуры — что строить.
Это так просто — не интересоваться генпланом города, не замечать, как лысеют наши улицы, на красной линии вырастают пристройки, а со стеклянных монстров слетает плитка, калеча прохожих.
В принципе, мы так и жили последние 25 лет, и это устраивало всех: властей, которые спокойно принимали решения без оглядки на горожан. Да и алматинцы не особенно вникали в то, что происходит в мегаполисе. В конце концов, у нас нет особых рычагов влияния на власти: градоначальника всегда назначают сверху — как данность. Большинство живут в городе как квартиранты, которые ничего не делают в своей квартире, потому что все равно скоро съезжать.
Но появились люди, которые перестали ощущать себя гостями в городе. Они стали понимать, что Алматы — это их дом, который должен быть удобным и красивым. Появились бизнесмены, которые стали приглашать дизайнеров для того, чтобы сделать интерьер, а не полагаться на вкус бригадира. Высаживать деревья перестало быть только прерогативой акимата. Другой вопрос в том, что планы акимата и людей не всегда совпадают и есть риск посадить деревья на клочке участка, который уйдет под застройку. Но это издержки.
В прошлом году, когда скоропостижно скончался алматинский трамвай, первые комментарии были посвящены тому, что на месте депо вырастет новый жилищный комплекс или ТРЦ. Но власти города решили, что территория должна стать общественной.
Сложно сказать, что значит в Алматы общественная территория. Можно предположить, что это парки, в которых нельзя ходить по газонам или не дай бог, улечься на траву. Можно предположить, что это площади, где нельзя собираться больше пяти человек, иначе вас заберут в полицию за незаконный пикет. Общественная территория для нас – это terra incognita. И нам только предстоит ее открыть.
Неделю назад Центр развития Алматы опубликовал 23 проекта концепции общественного пространства на месте трамвайного депо. Разработаны они разными компаниями и людьми, есть даже варианты, присланные из других стран. Голосование завершается 16 октября. У нас есть всего два дня для того, чтобы выбрать лучший вариант (он не будет окончательным – организаторы заявили, что последнее слово за экспертной комиссией).
Впервые в истории города (или даже страны) нам предоставили возможность выбрать, что будет построено: музей, парк, центр развлечений, коворкинг. Возможно, что завтра вам может показаться, что вас обманули — ваше мнение не совпадет с оценкой экспертного центра или выяснится, что денег на реализацию победившего проекта попросту нет. Но это огромный шаг: зайти на сайт, изучить все проекты, представить их на Гоголя-Байтурсынова, и нажать на «Проголосовать». Скорее всего, после этого вы уже не будете просто гостем в своем городе. Новые нейронные связи сделают свое дело. Возможно, вы даже задумаетесь о том, что весной неплохо было бы посадить пару деревьев под окном, а может быть даже осознаете, чем плоха прошедшая реконструкция Кок-Тобе.
Хорошие дела заразительны, в конце концов, мы с коллегами высаживали сирень трижды. И два деревца каким-то чудом выжили.