Руководитель Народного банка не стала подробно комментировать новое назначение председателя Национального банка Данияра Акишева, отметив лишь, что он достаточно профессиональный банкир, технократ и политически ни с кем не аффилирован. «Надежды на изменения к лучшему у меня есть», - сказала она.

Шаяхметова также пояснила, что главной проблемой финансового рынка все еще остается тенговая ликвидность, которая сдерживает возможность банков по кредитованию экономики. «Сегодня, когда овернайт ставка 200%, это нереально делать. Даже ставка в 17% не дает возможности кредитовать. То, что рынок ликвидности придет в норму в течение месяца – слишком оптимистичные ожидания. Я думаю, этого стоит ждать до конца I квартала 2016 года. Мы очень хотим кредитовать, это наша прямая обязанность и мы не зарабатываем, пока не кредитуем. После решения проблем с ликвидностью, банки смогут начать кредитовать сразу же», - рассказала она.

Глава Народного банка также пояснила, что банки сейчас никак не зарабатывают на валютных спекуляциях: «Банки не могут спекулировать. Платежи, обороты, выпуск карточек, погашения, процентные доходы от кредитного портфеля и так далее – вот живая цифра доходов. Мы жестко регулируемся по открытой валютной позиции. У нас по закону ограничение. И говорить такие вещи (что банки зарабатывают на спекуляциях - V) – попытка переложить вину на кого-то другого».

Шаяхметова подчеркивает, что когда банки занимают на однодневном рынке РЕПО средства под 400% или 600%, то это делается не для покупки долларов, а для проведения текущих платежей. «Ситуация такая, что некоторые банки испытывают трудности в платежах, а если банк допустит дефолт на платежах, то это уже коллапс. И если пойдет кризис неплатежей, система будет коллапсировать. И вот это нужно сегодня лечить в первую очередь», - уверена она.

При этом руководитель банка считает, что главную критическую точку финансовый рынок уже прошел: «Я считаю, что к концу I квартала 2016 года ситуация полностью стабилизируется. Кредитование будет восстанавливаться раньше, ситуация с ним зависит от банка. Более здоровые кредитуют и сейчас. <…> Рынок, я думаю, уже достиг дна. И вопрос только в том, как долго мы будем ходить по этому дну. Если мы все-таки сможем оттолкнуться и пойти вверх, то все вернется – и доверие тенге, и кредитование экономики, и стабилизация, и рост экономики. Главное нам не застрять на этом хождении по дну».

В заключение она отметила, что сектору не грозит риск дефолтов из-за задолженности перед внешними кредиторами. Сумма долгов по обязательствам банковского сектора уже некритична и ситуацию с этим нельзя назвать плохой.