С внедрением «трехлетки» порядок принятия главного финансового документа страны не изменился. Главы министерств и акимы областей на республиканской бюджетной комиссии презентуют свои финансовые заявки, члены РБК эти заявки рассматривают, и на их основе формируют проект республиканского бюджета на очередные три года. После этого проект утверждается правительством и передается на рассмотрение парламенту.
Стоит заметить, что в парламенте основной акцент при обсуждении делается преимущественно на первый год из трех. Но странным это может показаться лишь на первый взгляд. Похоже, депутаты понимают, что цифры первого года – единственная конкретика, с которой можно работать.
Если проследить только два параметра – доходную и расходную части бюджета, то картина такова. На сегодняшний день, после проведенных в начале года корректировок, доходы республиканского бюджета на 2016 год определены в сумме 3 365,3 млрд. тенге, что на 300,0 млрд. тенге ниже утвержденного плана. В ноябре 2015 года доходы бюджета в 2016 году прогнозировались в сумме 3 665,3 млрд тенге. В сентябре прошлого года доходы республиканского бюджета-2016 ожидались в сумме 3 513,1 млрд. В октябре 2014 года, когда правительство корректировало уже внесенный на рассмотрение парламента проект закона «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» доходы на 2016 год определялись в сумме 4 606,2 млрд тенге. А еще за год до этого, в законе «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы», принятом парламентом в ноябре 2013 года, размер поступлений планировался в сумме 6 873,4 млрд (в том числе гарантированный трансферт из Нацфонда 1480,0 млрд тенге). Таким образом, с первоначального прогноза до фактической реализации доходная часть бюджета уменьшилась на 2 трлн тенге.
Расходы республиканского бюджета в 2016 году на данный момент прогнозируются в объеме 8 266,8 млрд тенге, что на 600,2 млрд тенге выше утвержденного объема. В ноябре 2015 года - в сумме 7 666,7 млрд тенге. В сентябре - 7 318,8 млрд. В октябре 2014 года, когда корректировался проект бюджета на 2015-2017 годы, расходы на 2016 года закреплялись в размере 7 649,7 млрд. Первоначальный же прогноз расходов (по планированию 2013 года) - 7 836,9 млрд тенге.
Не меньше изменений претерпел и бюджет 2015 года. В марте 2015 года внесенными в уже утвержденный бюджет доходная часть уменьшилась на 939,6 млрд – до 3,219,9 млрд тенге. Расходы снизились на 610,6 млрд – до 7,244,5 млрд тенге - с уменьшением на 610,6 млрд тенге. Осенью 2014 года прогнозы (уже скорректированные) были такими: доходы определялись в сумме 4 144,5 млрд тенге, расходы - 7 112,6 млрд тенге.
Несколько раз корректировался и бюджет 2014 года. Так, в ноябре 2014 года параметры главного финансового документа пересмотрели с уменьшением: доходы снизились на 98,7 млрд тенге – до 4 262,2 млрд, расходы увеличились на 65,5 млрд – до 7 190,3 млрд тенге. До этого, в марте 2014 года скорректированные параметры выглядели так: доходы республиканского бюджета (без поступления трансфертов) уточнены с увеличением на 331,7 млрд. тенге против утвержденного плана 4 029,4 млрд. тенге и составляли 4 360,9 млрд тенге; расходы - 7 124,8 млрд. тенге, с увеличением относительно утвержденного объема на 408,7 млрд. тенге.
Впрочем, нельзя сказать, что внесение корректировок было необоснованным. Правительство пересматривало прогнозы по темпам роста экономики, пересчитывало государственные финансы в связи с девальвацией и резко изменившейся мировой цены на нефть. Проще говоря, фактически управляло экономикой страны в так называемом «ручном режиме», реагируя на меняющуюся ситуацию на мировых рынках.
В подобной ситуации оказался не только Казахстан, однако правительства многих стран приняли решение отойти от планирования бюджета на несколько лет вперед именно из-за ситуации на рынках. Казахстанское же правительство не раз заявляло, что на отказ от трехлетнего планирования идти не собирается, и в результате трехлетний бюджет мало похож на стратегический план развития, а в некоторых случаях даже он не походит даже на ориентир.