Vласть поговорила с главным экономистом ЕБРР по Центральной Азии Агрисом Прейманисом о том, насколько тяжелым будет положение Казахстана в краткосрочной перспективе, о его инвестиционной привлекательности, особенно в условиях ЕАЭС и дальнейших направлениях, которые увеличат емкость экономики.


На прошлой неделе ЕБРР заявил, что в этом году планирует увеличить объем выделенных средств для Казахстана. Впрочем, ранее вы давали прогноз относительно будущего развития экономики страны, рост которой должен замедлиться до 1,5%. Скажите, с чем связано это решение? Насколько перспективным вам видится этот рынок?

В 2015 году Казахстан действительно столкнулся со сложной экономической ситуацией. Замедляется рост ВВП, который по нашим прогнозам снизится до 1,5%, с 4,3% в 2014 году и 6,0% в 2013 году, под влиянием падения цен на нефть, падения рубля, спадом роста в России и негативным настроем инвесторов по отношению к региону вследствие  российско-украинского кризиса. Но, несмотря на эту сложную экономическую ситуацию, ЕБРР рассчитывает на дальнейшее увеличение инвестиций в 2015 году. Рынок остается привлекательным, особенно при рассмотрении долгосрочной перспективы. Не только для нас, но и, по моему мнению, для коммерческих международных и отечественных инвесторов.

В более краткосрочной перспективе также надо отметить программу по стимулированию экономики «Нурлы жол», объявленную президентом в ноябре 2014 года, которая направлена на поддержание роста ВВП. В целом, сравнительно сильное фискальное положение страны дает мне уверенность,  что она сможет преодолеть этот период очень сложной внешней ситуации,  продолжив структурные реформы и усилив  международную экономическую интеграцию, благодаря чему экономика станет более устойчивой. Я считаю, что у Казахстана есть все, что нужно, чтобы добиться этого.

Доходы казахстанского бюджета в перспективе снизятся, а сам же бюджет на 2015-2017 годы вскоре будет секвестирован. Сильно ли в этом случае возрастают риски по невыполнению обязательств Казахстана перед ЕБРР? Что будет делать ЕБРР в случае их невыполнения? Диверсифицируете ли вы эти риски и каким образом?

Низкие темпы роста в Казахстане в 2015 году и сложные внешние факторы делают бизнес-среду на данном этапе более сложной, как это обычно бывает во время экономического спада. В результате, скорее всего, будет увеличение в уровне неработающих кредитов среди частных корпораций и в розничном сегменте. В случае ЕБРР, однако, я не ожидаю увидеть существенное изменение в рисках для корпоративного портфеля.

Что касается ужесточения государственного бюджета, я не ожидаю какого-либо прямого воздействия на риски ЕБРР из-за этого. Казахстан по-прежнему остается в сильной позиции, несмотря на трудные внешние условия, и я ожидаю, что компании под контролем государства, и в том числе акиматов, с которыми ЕБРР активно сотрудничает, по-прежнему будут выполнять все свои обязательства в рамках текущих проектов.

Как вы оцениваете качество реализации казахстанских проектов, в которых уже участвует ЕБРР? С какими сложностями вы столкнулись во время этого? Нет ли сейчас у Казахстана проблем с выполнением обязательств перед ЕБРР? Какое количество средств вам было уже возвращено?

ЕБРР видит Казахстан в качестве очень сильного и надежного партнера. Мы активно работаем  с органами власти по реализации инвестиционных проектов, в которых участвуют и государственные и квази-государственные компании. Мы также видим очень плодотворный диалог с правительством по улучшению бизнес-среды и инвестиционного климата, работаем на различные инициативы, например такие, как реформа ГЧП, тарифная реформа, реформы корпоративного управления и сокращение уровня неработающих кредитов. ЕБРР не видит существенных трудностей с реализацией проектов, а совсем наоборот – к примеру, в течение прошлого года правительство приложило дополнительные усилия, чтобы успешно осуществить проекты такого рода в стране.

В начале прошлого года, правительство и ЕБРР, вместе с другими международными финансовыми организациями, подписали соглашение о партнерстве, которое является уникальным способом сотрудничества между государством и международными финансовыми организациями. Это дает возможность использовать ноу-хау международных институтов для более эффективного инвестирования государственных средств в экономику и ускорить темпы структурных реформ и модернизации экономики. Я думаю, что этот уникальный инструмент будет особенно актуальным во времена нынешнего экономического стресса.

Президент Казахстана возлагает большие надежды на помощь иностранных инвесторов в развитии экономики во время кризиса. Скажите, вызывают ли у инвесторов опасения макроэкономические события, происходящие сейчас в Центральной Азии и СНГ? Стал ли их интерес более сдержанным или же, напротив, они видят потенциал для роста?

Времена довольно сложные. Столкнувшись с новой реальностью низкой цены на нефть, стагнации в России и новых вызовов в Китае, экономическая среда в Казахстане, и в целом пo Центральной Азии и СНГ, может ухудшиться. Взгляд инвесторов на регион, в том числе и на Казахстан, также зависит от последствий российско-украинского кризиса. Тем не менее, я считаю, Казахстан остается привлекательной страной с долгосрочной точки зрения, особенно если правительство будет действовать решительно. Я верю, что есть очень четкие сигналы, что они будут действовать.

В частности, важно будет продолжать структурные реформы и целенаправленно увеличить и инфраструктурные расходы, и повышать эффективность их использования. Увеличение размера и роль собственного акционерного капитала в экономике может также способствовать ускорению роста, инноваций и более эффективного распределения ресурсов. Помимо этого, очень важна четкая коммуникация действий внутри страны, а также и по отношению к другим ключевым торговым и инвестиционным партнерам. Это поможет создать необходимый стимул для инвестиций.

Недавние успехи, достигнутые по  законодательству о ГЧП, в частности утверждение парламентом Казахстана ряда необходимых изменений в законодательстве о концессиях, завершились с роуд-шоу в Лондоне 9 декабря 2014, где был объявлен тендер на сумму 680 миллионов долларов США для проекта кольцевой дороги БАКАД, и это только один пример. Это действительно  инновационный проект, так как он является первым международным проектом государственно-частного партнерства не только в Казахстане, но и в Центральной Азии. В целом я по-прежнему верю в способности Казахстана привлечь новые инвестиции, хотя это придется делать в очень сложной экономической ситуации.

В своем недавнем макроэкономическом прогнозе вы сказали, что замедление российской экономики и девальвация рубля оказывает негативный эффект на Казахстан и всю Центральную Азию. По вашему мнению, насколько сильно членство в ЕАЭС скажется на росте экономики, инвестиционном доверии и интересе к Казахстану в перспективе ближайших 3-х лет?

Членство в Евразийском Союзе приносит Казахстану как новые возможности, так и риски, и инвесторы признают это. Вступление может улучшить доступ казахстанских экспортеров к рынкам Евразийского Союза. В то же время, вступление создает риски для менее конкурентоспособных отраслей отечественной промышленности, поскольку конкуренты из других стран Евразийского Союза выходят на рынок. Ещё рано судить в целом, какое экономическое воздействие произвело на Казахстан присоединение к Евразийскому союзу и к его предшественнику Таможенному союзу, учитывая все более сложные внешние условия в 2014 и 2015 годах. Однако Евразийский союз является долгосрочным проектом, и мы должны рассматривать в долгосрочной перспективе.

Важно также понимать, что Казахстан осуществляет многовекторную внешнюю экономическую политику, в рамках которой его тесные связи с другими членами Евразийского Союза дополняются установлением более тесных экономических связей с ЕС, США, Китаем и с другими странами. Этот подход имеет решающее значение. Это может принести такие преимущества, как диверсификация, которая сделает страну более защищённой от потрясений в странах-торговых партнерах и откроет доступ к более разнообразным рынкам, с точки зрения продуктов, технологий, навыков и т.д.  Присоединение к Евразийскому союзу, безусловно, может дополнить положительный эффект от увеличения экономических связей и улучшения торговых режимов с ЕС, США, Китаем и с другими партнерами.

ЕБРР также заявил, что ваш институт особенно привлекают проекты транспортной инфраструктуры. Скажите, а есть ли у вас фактические основания полагать, что направления буду пользоваться спросом и эксплуатироваться в рассчитанных вами объемах? Возможно у вас уже есть какие-то предварительные договоренности с бизнесом?

ЕБРР ожидает значительную инвестиционную активность в секторе транспортной инфраструктуры в Казахстане. Потребность дополнительных инвестиций в этом секторе значительна. Также это укладывается в запланированное общее увеличение инвестиций в инфраструктуру в течение ближайших лет, в том числе заданное программой Нурлы Жол. Конечно, ЕБРР вкладывает капитал через проектное финансирование и, следовательно, точная сумма и количество проектов будет зависеть от конкретных возможностей, которые будут реализованы. Однако можно отметить, что один из проектов, часть которого ЕБРР планирует финансировать, - это вышеупомянутый проект БАКАД, ГЧП на общую сумму проектa 680 миллионов долларов.

Какую долю доходов ЕБРР в Казахстане обеспечат проекты транспортной инфраструктуры?

В 2014 году около 40% инвестиций ЕБРР в Казахстане, или 275 миллионов долларов были совершены в транспортном секторе. В целом, к концу 2014 года 1,1 млрд долларов из портфеля ЕБРР в Казахстане было инвестировано в инфраструктуру, в том числе в транспортные проекты.

ЕБРР также заявил, что одним из главных направлений работы ЕБРР в Казахстане станет агропромышленный сектор, преимущественно перерабатывающие предприятия. Какой объем финансовых средств вы планируете вложить в него, сколько проектов реализовать и какой доход получить?

Сельскохозяйственный сектор действительно представляет для нас интерес, и в 2015 году мы планируем увеличить инвестиции в этом секторе, по сравнению с 2014 годом, когда мы инвестировали  20 миллионов долларов в один проект в этом секторе. Точную сумму инвестиций трудно предсказать, так как это будет зависеть от наличия подходящих возможностей. Однако мы считаем, что сектор имеет значительный потенциал, который будет еще расти, так как правительство продолжает реформы в этом секторе.

В минувшем году ЕБРР вышел из числа акционеров двух казахстанских банков. С чем связано это решение, считаете ли вы, что банкинг в Казахстане становится более рискованным? Планируете ли вы в будущем участвовать в капитале банков в Казахстане?

Решение ЕБРР выхода из числа акционеров двух казахстанских банков было принято с учетом конкретных обстоятельств каждого из них. Банковский сектор остается важным приоритетом для ЕБРР, и мы продолжаем рассматривать кредитные и инвестиционные возможности на индивидуальной основе. Только в декабре 2014 года мы запустили программу кредитования на сумму 200 миллионов долларов, которые будут использованы коммерческими банками для кредитования в национальной валюте, тенге, среднего и малого бизнеса и микро предприятий по всей стране. Я абсолютно уверен, что в будущем финансовый сектор получит новые инвестиции от ЕБРР.

Будете ли вы и в дальнейшем планомерно увеличивать присутствие в Казахстане, или же это краткосрочная стратегия, рассчитанная на реализацию конкретных проектов?

Казахстан остается одним из ключевых партнеров ЕБРР. Это долгосрочное партнерство, и банк рассчитывает расширить и углубить свое присутствие в стране. Я ожидаю, что ЕБРР увеличит годовой объем инвестиций в ближайшие годы, а также будет активно сотрудничать с Казахстаном по реализации различных структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и модернизации экономики.