«С целью обеспечения транспарентности цены нефти для поставки на НПЗ республики необходимо ввести с 2017 года обязательную ее реализацию через товарные биржи в объеме 30% от уровня среднемесячной добычи», - сказал Шавхат Утемисов.
При этом, по его словам, с учетом того, что данное требование, не будет распространяться на крупные проекты, без реализации добываемой нефти которых на внутренний рынок «республика не сможет удовлетворить свои потребности в сырье, министерству энергетики необходимо проработать механизм обеспечения спроса внутри страны».
Как отметил Утемисов, действующие контракты предусматривают поставку нефти на внутренний рынок в сумме чуть более 3 миллионов тонн в год, тогда как требуется - 15 миллионов, а в перспективе с учетом модернизации нефтеперерабатывающих заводов – 18,5 млн тонн. По его информации на сегодняшний день в Казахстане действует 63 контракта на добычу нефти, 31 из которых не предусматривает обязательство по поставке на внутренний рынок. Из 68 контрактов на совмещенную разведку и добычу 16 также не имеют таких обязательств.
Также, по мнению депутата, правительству необходимо рассмотреть экономику каждой нефтегазовой компании, условия выполнения каждого контракта на добычу с тем, чтобы найти взаимоприемлемые пути и способы снижения производственной себестоимости добываемого сырья. А также пересмотреть существующую систему тройной ответственности недропользователей за одно и то же нарушение экологических требований.
«Недропользователь зачастую трижды выплачивает одну и ту же сумму в размере десятикратной ставки за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Сначала в соответствии со статьей 495 Налогового кодекса, потом ту же самую сумму за то же нарушение в соответствии со статьей 328 Кодекса об административных правонарушениях и, наконец, практически такую же сумму за то же нарушение в качестве возмещения ущерба – в соответствии со статьями 101,108, 321, 322 Экологического кодекса», - объяснил он.
Также во временной комиссии считают необходимым пересмотретьдействующую систему налоговых и неналоговых отчислений недропользователей для повышения ее прозрачности и эффективности и принять меры по стимулированию добычи сланцевого газа и метана из угольных пластов.
«Для этого мы предлагаем внести соответствующие изменения в Закон «О недрах и недропользовании», а в Налоговом кодексе установить нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых на них», - предложил он.
В сфере оборота нефти и продуктов ее переработки депутаты предлагают обратить внимание на непрозрачность топливного рынка внутри областей.
«В целях обеспечения открытости в распределении выделяемых государством объемов регулируемых нефтепродуктов и исключения коррупционной составляющей было бы целесообразно постановлением правительства утвердить критерии отбора региональных операторов и требования по обеспечению гласности всего процесса», - сообщил Утемисов.
Требует тщательного изучения и вопрос равного доступа поставщиков нефти к нефтеперерабатывающим заводам.По информации депутата, львиная доля нефти поставляется на НПЗ пятью поставщиками ТОО «Petrosan», АО «КазМунайГаз-Переработка Маркетинг», ТОО «Petroleum Operaiting», ТОО «Саутс-Ойл» и компанией «Litasko SА», объем поставляемой на переработку нефти указанными поставщиками составляет 86 процентов в общем объеме переработки. Кроме того, по мнению парламентариев, абсолютно непрозрачным и законодательно неурегулированным является вопрос посредников этих поставщиков.
«С этой целью представляется необходимым законодательно определить количество посредников в цепи доставки нефти от недропользователя до НПЗ, оставив только одного, с тем, чтобы снизить конечную цену нефтепродуктов», - продолжил рассказывать Утемисов.
Еще одной проблемой депутат назвал низкое качество нефтепродуктов на заправочных станциях.
«Правительству необходимо тщательно изучить вопрос установления предельных цен не только на розничную, но и на оптовую реализацию отдельных видов ГСМ», - уверен руководитель комиссии.
Необходимо, по мнению депутата эффективней использовать и продукты первичной переработки - нафта, газойл, мазут. «Необходимо их перерабатывать на наших заводах, которые имеют соответствующее оборудование. Но правовой основы для этого нет. Поэтому они за бесценок уходят за границу как сырье. Было бы целесообразно внести соответствующие изменения в Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», - заключил он.