Ирина Галат, Vласть
Председатель Совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков в интервью Vласти расказал о плюсах и минусах Таможенного Союза, о проблемах с которыми сталкиваются отечественные предприниматели при выходе на рынки стран-партнеров, а также, почему программы импортозамещения и экспортоориентирования не принесли должного результата.
Как в целом вы оцениваете влияние Таможенного Союза на деятельность казахстанских предпринимателей?
Если говорить про Таможенный Союз, то необходимо говорить о существовании и влияния полярных позиций на какие-то определенные группы лиц - это и национальные производители, и импортеры, и конечно, все мы в роли потребителей. Производителям и импортерам надо продать подороже, потребителю надо купить подешевле. Если мы будем рассматривать несколько групп лиц как социум, то каждую группу надо будет рассматривать отдельно.
Кто оказался в проигрыше, кто в выигрыше?
Если говорить о странах-участницах ТС, то с экономической точки зрения все страны выиграли, потому что взаимная торговля постепенно набирает обороты. Мы уже во взаимной торговле исключаем ряд товаров, которые завозились из третьих стран. За словами пополнения бюджета кроется и создание рабочих мест, а значит, об этом можно говорить достаточно позитивно. С другой стороны бюджет возрос, нужно понимать за чей счет, пока за счет потребителя, так как он выкупает возросшие пошлины в конечной стоимости товара, но и величина бюджета это больше возможностей его разворовать. Те программы, которые предназначены для контроля бюджетных средств, они просто не эффективны. Увеличение бюджетных средств, это хорошо или плохо?? Палка о двух концах, по крайней мере. Это две стороны медали. Безусловно, благодаря этому возможно появление каких-то инвестиционных программ, которые можно было бы осуществить за эти деньги, но опять здесь увеличивается риск воровства. Получается, что есть масса позиций, которые и хороши и плохи.
Если говорить про Россию и Казахстан, то для национальных производителей это плюс, потому что пошлины поднялись очень высоко и то что было раньше хорошо для товаров того же Евросоюза сейчас становится для них критическим. Европа смогла создать свой Союз, в том числе, за счет того, что развалился СССР. В тот момент у них появилась возможность насытить наш рынок их товарами. На той волне эйфории, по поводу появления достаточно емкого рынка, Европа какое-то время процветала. После того как мы, в том числе Казахстан, Россия и Белоруссия стали производить свои товары в достаточном количестве и стали торговать ими достаточно удачно даже в СНГ, объем продаж в Европе сократился и в Евросоюзе начался кризис. Сейчас многие товарные линейки, которые раньше завозились из заграницы, начали производиться в странах ТС, однако, к сожалению, они не стали дешевле. Здесь можно говорить о том, что наш производитель еще находится в некоторой эйфории от высоких таможенных пошлин. Если бы полученные средства и полученную прибыль производители вкладывали в производство, новые менее трудоемкие и энергозатратные и перспективные технологии, то это было действительно оправдано. Сейчас товары из третьих стран при лучшем качестве находятся в одинаковом ценовом диапазоне с товарами ТС.
Для потребителя на данный момент пока не наступила та пора, когда у него был бы достаточно большой выбор по товарным линейкам и ценам. К сожалению, пока так. Так как пошлины на ввоз иностранных товаров сильно поднялись, то это ведет к увеличению бюджета за счет покупательной способности населения. Именно мы оплачиваем все эти предпринимаемые экономические версии нашего правительства. Мы окупаем и мы покупаем. Мы рискуем даже больше, чем правительство.
Еще одна проблема – это практическое отсутствие кадров: ни топ менеджеров, ни менеджеров, ни рабочих. Просто даже те люди, которые могли бы работать, это в основном лица в возрасте 40-50 лет, которые мало того что руками работают, они еще и разбираются в том что делают - они все работают на базарах. Властями были созданы такие условия, когда людям приходилось уходить на базары. Производство не создавалось, создавались базары. Сейчас, к сожалению, власть не отыгрывает и не компенсирует свои промашки в части создания каких-то профессиональных институтов по подготовки кадров. То, что предпринимается ассоциациями, носит не системный характер.
В начале 2000-х годов у нас была договоренность с Ассоциацией ВУЗов. К нам в Ассоциацию присылали студентов 4-го курса, они писали дипломные работы и таким образом мы подбирали себе кадры. И если в нашу Ассоциацию приходило от 30 до 60 человек, они распределялись по компаниям, работали, то оставались единицы, потому что, то, что преподается, к сожалению, оторвано от жизни. Тогда нами были заложены принципы дуальной системы подготовки кадров. Но потом оно как-то развалилось и ушло. Сейчас соискатели приходят с аттестатами, дипломами, но когда я показываю таможенную декларацию и прошу объяснить цифры или что такое таможенная стоимость, они этого сделать не могут.
Производительность труда любого человека у нас ниже в несколько раз, чем в Турции не говоря про Европу. Здесь, к сожалению, различия огромные. И привлечь в регулярный системный труд экономически активное население с базара, которое выжило, несмотря ни на что, это для государства будет сложной задачей. Если государство справится, не важно, будет ли это сельское хозяйство или производство, или что-то другое, то это будет очень хорошее дело, потому что опыт этих людей был бы знаменательным
С какими основными проблемами сталкиваются казахстанские предприниматели при выходе на рынок России и Белоруссии?
Здесь много проблем. Например, молочка наша. У россиян молочные продукты - это натуральное молоко. У нас, так или иначе, есть возможность использовать добавки сухих смесей. Для россиян это уже не является натуральным продуктом. Тоже самое с соками связано.
Единственное, что у нас корректно занимает рынок, это компания «Рахат», потому что, наверное, на всем постсоветском пространстве остался единственный производитель, который готовит конфеты по старым советским технологиям. «Рахат» сейчас активно занимает также и европейский рынок.
По металлам нужно просто садиться и договариваться как в ВТО, так как ими и мы торгуем и к нам их завозят. Это и медь, и алюминий, и черные металлы, а также прокаты из этих металлов.
Для меня, как для потребителя было бы неплохо, чтобы на рынке появился нормальный демпинг. То есть, когда я покупаю и знаю, что это украинское железо, это российское, это наше казахстанское. Но казахстанское при том же качестве должно быть дешевле из-за отсутствия транспортных и административных затрат, но зачастую наше казахстанское и по качеству хуже и по цене такое же. Я не скажу, что я супер патриот, и я болею за нашего национального производителя. Меня просто ставят в такие условия, когда я отказываюсь покупать, потому что это хуже. Будем надеяться, что лучшие товары отправляются в Россию, где они находят своего потребителя.
В ситуации, когда в ТС достаточно развиты производители, с одинаковым товаром должна быть конкуренция, с другой стороны – разумная договоренность между странами по торговым объемам. Потому что, что Россия, что Казахстан – это и металлы, и зерно и нефть, это одни и те же товары, которые есть и на внутреннем рынке, и по которым мы конкурируем в третьих странах. Чтобы удачно торговать всем, нужно договариваться на тех же принципах, как и в ВТО. Безусловно, экспансия у россиян достаточно значительная, это капитализованная страна. Казахстанский бюджет для них это бюджет нескольких дней. Поэтому они могут многое, по традиции и рейдерство, но надеемся, что до этого не дойдет. Хотя скупка активов предприятий уже идет. Одна из иллюзий о том, что в Казахстане налоговое бремя меньше, просто потому что, ставка по НДС меньше. Но если смотреть комплексно на взимание налогов, то в бюджете компаний налогов больше чем у россиян. Еще одно подтверждение этому в так называемом общеустановленном налоговом режиме у нас находятся не более 20% хоз .субъектов, остальные все в преференциях.
В чем основные конкурентные преимущества отечественных предпринимателей на рынках Белоруссии и России перед их локальными игроками? Чем наши могут взять?
Наши пока ничем не могут взять, потому что Россия и Белоруссия исторически были технологически развитыми странами. Даже с учетом того, что там сейчас просто модернизируются старые советские технологии, и со времен Иосифа Виссарионовича в этих странах ничего не создавалось, они технологически выглядят лучше. У нас как была недропользовательская страна, в принципе, так и осталась.
Те программы, которые раньше объявлялись, такие как, импортозамещение, экспертоориентирование, кластеры, СПК и прочие, в силу отсутствия основных принципов государственно-частного партнерства, государственные инвестиции просто «профукивались» и ни одна из этих программ не принесла какого-то ощутимого дохода в экономику. Как будет развиваться ПФИИР, посмотрим. А пока говорить о том, что это принесет какой-то серьезный успех, рано. Как говорил Ходжа Насреддин: «От того, что ты сто раз скажешь халва, во рту сладко не станет», - поэтому посмотрим, пока нам говорят что сладко.
Если просто исторически взять экономический момент так называемых хлопковых кластеров, в которых было вложено огромное количество денег, то рубашек казахстанского производства и носков так у нас и не появилось. Мы не завалили ни наш, ни российский рынок, потому что просто не довели процесс до конца. Те программы, которые сейчас делаются, они тоже делаются под одного производителя-монополиста. Я не говорю о том, что мы можем произвести миллион тракторов, хотя имеем для этого все возможности. Кому нужен наш миллион тракторов? Это абсурд. Здесь нужно искать нормальные новые технологии, потому что по производительности труда на тех же тракторах мы провалимся, просто из высокой их стоимости
Те же самые металлы надо не отпускать в «чушках», а выпускать готовой продукцией. Из меди только провода делают, остального нет. Из алюминия необходимо выпускать прокат с полимерным покрытием, который будет пользоваться хорошим спросом. Те же самые трубы полиэтиленовые, которые сейчас начинают идти, тоже до конца необходимо доводить все процессы. Всё можно делать, только помимо государственных денег, которые всегда частично доходят до заявленного желания, нужно привлекать частных инвесторов, которые как-то будут контролировать. Вот этот пакет государственно-частного партнерства у нас, к сожалению, пока не развит. И говорить о том, что у нас есть масса эффективно работающих контролирующих органов … это просто деление пакета, ни больше, ни меньше.
Какой прогноз вы можете дать на будущее Таможенного Союза?
Несмотря на негативные моменты, которые есть и в таможенном администрировании, и во внутренней торговле между странами, к сожалению, это ошибки властей, которые не смогли договориться. На встрече в Москве в 2011году в своем выступлении я говорил о том, что меня бы помимо прочих вещей очень интересовала конкуренция властей. Мне было бы приятно, как предпринимателю, что власти в России, либо Белоруссии, либо Казахстане делают для предпринимателей что-то больше, чем делают, например, в России и Белоруссии, поэтому я буду жить в Казахстане. Не произошло. Хотя Путин тогда сказал, что не дай Бог, кто-то из российских предпринимателей побежит открывать предприятие в Казахстане и будет там развиваться. Если такое случится, то он к министру финансов будет иметь серьезные претензии. К сожалению, не случилась у нас конкуренции властей.
Неудачи на устах. Это и в налоговом администрировании, и таможенном, и в технических регламентах. Есть масса вещей, которые не были продуманы заранее. В чем разница между умными людьми и предусмотрительными? Умный всегда из любого положения найдет выход, то чем мы сейчас занимаемся. Предусмотрительный просто не создает этих условий. К сожалению, предусмотрительность слабовата, и в этой ситуации схожесть с коммунистическим лозунгом « мы искусственно создаем себе препятствия и успешно их преодолеваем», пока в таможенном администрировании есть только первая часть.
Но, несмотря на все сложности, это объединение было совершенно необходимо, так как выживание одной страны в кризисных явлениях достаточно сложное. Плюс у нас историческая дружба. Если раньше мы дружили по партийным понятиям, то сейчас деньгами. А деньгами дружба гораздо крепче.
Единственное, что хочется, чтобы все эти болезни, начинающихся периодов, проходили гораздо легче.
И в таможенном законодательстве и в законодательстве ЕЭК написано, что власти этих объединений должны сотрудничать с предпринимателями. Но этого до сих пор нет. Это саботируется. Тогда же в 2011 г. в Москве я говорил, что у нас идет жесточайшее неисполнение законов, и еще тогда господин Путин сказал Глазьеву о необходимости в течение месяца из числа предпринимателей, сидящих в зале, создать экспертный совет. Но до сих пор месяц еще не прошел. Ничего не сделано. Попытки союзных администраторов (Владимир Гошин) есть, но противодействие им настолько серьезно, что все это только в области каких-то пожеланий или эротических мечтаний. В Казахстане у предпринимателей есть какой-то диалог с властями. Мы собираемся, встречаемся, выговариваемся. Эффект минимальный, но главное, что есть момент спускания пара. У нас что-то накопилось - мы взрываемся - мы идем к власти - говорим - власть нас долго слушает и потом через определенное небыстрое время какие-то появляются результаты. Здесь же пока уже 3 года в Таможенном Союзе, а результатов нет. Эта пауза с обратной связью затянулась.
Так как поправки бизнеса в таможенное законодательство абсолютно не принимаются, не рассматриваются и даже не слушаются, то поправки властей, противоречащие международным нормам, мы стараемся тоже не пропускать. Пока идет противостояние, нет диалога.
Как отразится возможное вступление Киргизии в ТС на остальных его участниках?
Как политический фактор это, наверное, будет нормально. Сейчас как очевидно ведутся переговоры с Киргизией, Таджикистаном, Украиной, Вьетнамом, Молдовой с разной степенью заинтересованности. Во многом активность в стране зависит от политико-экономических событий. Киргизия, безусловно, первоочередной, но сложный экономический партнер.