Из-за отсутствия отработанных механизмов монетизации, дефицита удобных способов платежей, комфортных и недорогих механизмов доставки развитие электронной торговли, несмотря на хорошие перспективы данного сегмента, остается уделом энтузиастов.
Согласно данным, озвученным генеральным менеджером CNP Processing, экспертом в области интернет-рынка Константином Горожанкиным, по итогам прошлого года объем отечественного рынка электронной коммерции составил $400 млн. И хотя доля Казахстана в объеме мирового рынка e-commerce не очень велика и оценивается примерно в 0,7%, за последние два года рынок вырос в 2-2,5 раза. При этом в зарубежных интернет-магазинах наши сограждане потратили более $1,3 млрд. На сегодняшний день в Казнете действует порядка 500 интернет-магазинов.
Прошлый год для электронной коммерции Казахстана был ознаменован несколькими значительными событиями. Оборот в сфере электронной торговли одного из крупнейших игроков, компании Air Astana приблизился к $35 млн, компания «Казахстан Темир Жолы» сообщила о продаже онлайн 1 млн билетов и о 6-кратном росте объемов электронной коммерции, электронное правительство довело объем собираемых в электронном формате налогов и штрафов до $942 тыс. Активно осваивают электронные торговые площадки крупные офлайн-сети, в числе которых «Планета электроники», «Технодом», Sulpak, «Меломан», «Книжный дом», «Алсер», «Мечта». Без комиссии принимают платежи на своих сайтах GSM-операторы.
Последние годы ознаменовались бурным развитием купонных сервисов, их число увеличилось до 15, лидирующие позиции занимают Chocolife.me и Besmart.kz. «Выстрелили» успешные стартап-проекты, в частности, сервис мобильных платежей Mypay.kz и сервис онлайн-продажи билетов в кино и на концерты Ticketon.kz; данные ресурсы за год подходят к оборотам на уровне 3-5% от всего рынка транзакций в e-commerce. По мнению эксперта, дальнейший рост рынка электронной коммерции за счет таких крупных игроков, как гостиничные сети, турфирмы, платежные агрегаторы, торговые площадки.
Как свидетельствуют результаты исследований, в 2012 году размер среднего чека на рынке e-commerce составил $57. Но эта цифра характеризует «среднюю температуру по больнице». На самом деле разброс между максимальными и минимальными значениями велик. Размер среднего чека в сегменте электронных платежей за услуги мобильной связи составляет $6, за железнодорожные билеты - $35, за коммунальные услуги - $37, за косметику - $74, за книги и товары - $93,за одежду - $100, за электронику - $274, за авиабилеты - $448.
По мере расширения доступа к Интернету электронная коммерция становится популярной не только в крупных городах, но и среди казахстанцев, проживающих на периферии. Тем не менее в больших городах наблюдается более равномерный спрос на услуги интернет-торговли в различных сегментах.
Так, 22%пользователей оплачивают в режиме онлайн доступ в Интернет, 21% - бытовую технику и электронику, 17% - услуги ЖКХ, 14% - покупку одежды, 12% - товары для детей, 11% - мобильные телефоны и аксессуары к ним, 10% - продукты питания, 6% - косметику и парфюмерию.
В менее крупных населенных пунктах наибольшее количество интернет-покупок, 31%, приходится на долю одежды, 18% интернет-покупателей приобретают косметику, 12% - бытовую технику и электронику. Доступ в Интернет и услуги ЖКХ оплачивают в режиме онлайн 6% и 5% пользователей соответственно.
Электронная коммерция в Казахстане делает первые шаги и переживает те же «болезни роста», которые зарубежная индустрия e-commerce перенесла десятилетия назад. Данные статистики свидетельствуют, что казахстанские пользователи чаще прибегают к услугам зарубежных торговых интернет-площадок, которые работают на рынке много лет, у которых отработан механизм оплаты и доставки.
90% платежей e-commerce по картам банков Казахстана приходится на долю международных интернет-магазинов, и всего лишь 10% - на долю казахстанских электронных торговых площадок. При этом 66% транзакций приходится на интернет-магазины США, 9% - на страны Еврозоны, порядка 8% - на российские интернет-магазины. Основной проблемой российского рынка интернет-торговли, считает г-н Горожанкин, является отсутствие отработанных механизмов монетизации Казнета. Во многом поэтому не более 23% казахстанских сайтов доживают до третьего года своего развития, благодаря исключительно энтузиазму создателей.
Недружественно выглядит рынок с точки зрения наличия электронных средств платежей. 56% электронных покупок оплачиваются наличными курьеру, 11% покупателей платят по электронным картам, в 2% случаев оплата производится посредством sms. Однако эксперты отмечают, что sms-платежи оправданно дороги, электронных денег нет, как и интеграторов с платежными сервисами. Государству следует активизировать закон об электронных деньгах, рекомендовать банкам по умолчанию открывать карточки для интернет-транзакций, рекомендовать мобильным операторам снизить стоимость интернет-платежей.
Серьезной проблемой является и дефицит недорогих и удобных способов доставки товара до покупателя. Хотя «Казпочта» постепенно ликвидирует технологическое отставание, услуги глобальных поставщиков все еще остаются слишком дорогими, а сеть специализированных служб доставки для интернет-магазинов находится в стадии зарождения.
До недавнего времени на рынке практически не было служб доставки, работающих с интернет-магазинами, а для этой сферы деятельности характерна своя специфика. По словам Руслана Абдулганиева, директора курьерской службы «Тройка», одной из компаний, специализирующихся в данной сфере, для компаний, работающих в сегменте e-commerce, критически важна быстрая доставка и качественный сервис. Существует ряд других мелких, но важных деталей: перечисление денег за товар на следующий день, возможность доставки в выходные и в вечернее время, упрощенные тарифы без дополнительных надбавок за вес, топливных сборов и прочих подводных камней.
«Решение создать собственную доставку на первых порах было продиктовано необходимостью – на рынке не было служб, которые были готовы делать доставку день в день и нести ответственность за результат. При этом мы всегда понимали, что служба доставки не является для нас профильной деятельностью. К слову, у Amazon.com нет своей службы доставки – они отдают эту функцию на аутсорс. В феврале мы встретились с руководством курьерской службы «Тройка», компании, которая недавно стала работать в данной сфере. Тогда мы решились передать им доставки по одной из компаний нашего холдинга – интернет-магазина контактных линз Lensmark.kz. По скорости, точности доставки и себестоимости эта компания оказалась выгоднее нашей собственной службы. Важным показателем была точность расчетов. Для e-commerce очень важны скорость закрытия по документам, обратная связь, получение денег,которые принимались как наложенный платеж», - рассказывает директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов.
По результатам эксперимента руководство холдинга приняло решение инвестировать в курьерскую компанию, средства будут направлены на расширение автопарка и технологическое развитие системы доставки.
По оценкам экспертов, при создании благоприятных условий в 2014 году объем казахстанского рынка электронной коммерции может вырасти до $2111 млн, доля e-commerce от общего рынка ритейла составит 2,7%. В 2015 году соответствующие показатели могут вырасти до $3600 млн и 4%.