По мнению Ускенбаева, на сегодня есть необходимость пересмотра механизма избрания и освобождения от должности акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел.
В соответствии с указом президента Республики Казахстан от 24 апреля 2013 года "О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа" акимы нижнего уровня избираются депутатами маслихатов соответствующего района, а освобождаются от должности акимами районов с согласия акимов областей.
"Министерство, изучив предложения местных исполнительных органов, в целях повышения прозрачности механизма освобождения акимов, считает целесообразным ввести процедуру обязательного согласования с маслихатом соответствующего района вопроса освобождения акима от занимаемой должности", - сообщил Ускенбаев.
Другим проблемным вопросом в развитии местного самоуправления он назвал бюджеты. По информации ведомства, анализ поступлений средств на контрольные счета наличности (КСН) местного самоуправления в разрезе областей показывает, что определенные законом доходные источники местного самоуправления незначительны и не могут оказать влияния на решение вопросов.
Для расширения финансовой самостоятельности местного самоуправления органам местного самоуправления переданы 4 вида налогов: индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты; налог на имущество физлиц; налог на транспорт и земельный налог на земли населенных пунктов.
"Прогнозной поступление за год составляет около 26 млрд тенге", - отметил Ускенбаев.
Он также рассказал, что приказом министра финансов, вышеперечисленные виды налогов будут перечисляться из районного бюджета на контрольные счета наличности акимов в пределах сумм налогов, поступивших с данного сельского округа, начиная с апреля 2015 года.
"Работа по расширению финансовой самостоятельности местного самоуправления будет продолжаться по мере накопления опыта", - заверил вице-министр.
Вместе с тем, по информации Ускенбаева, отсутствует эффективная коммуникация между членами собрания местного сообщества и избирателями, что лишает казахстанцев, проживающих в селах и поселках, возможности решать проблемы через избранных представителей в собрании.
"В связи с этим, напрашивается в перспективе проведение работы по усилению позиции представительного органа местного самоуправления - собрания местного сообщества", - добавил он.
Проектом закона о втором этапе реализации концепции для собраний местного сообщества вводятся нормы по наделению их правом дачи согласия на отчуждение имущества, приобретенного за счёт КСН, а также приобретению товаров, работ и услуг акимами сел без применения норм госзакупок.
Концепция развития местного самоуправления принята указом президента в 2012 году.