10781
9 сентября 2024
Дмитрий Мазоренко, фото Лизы Поповой

Непобедимый мусор

Жители поселка под Алматы несколько лет добиваются
ликвидации незаконной свалки, но местные власти их игнорируют

Непобедимый мусор

Жители поселка Коксай в Иргелинском сельском округе Алматинской области много лет борются с несанкционированной свалкой, примыкающей к их домам. Из-за бытовых и промышленных отходов, попадающих туда с разных частей Алматы, они не могут избавиться от зловонного запаха и довольно часто сталкиваются с пожарами.

Местные и республиканские власти бездействуют: они признают работу свалки незаконной, но отказываются предпринять хоть какие-то действенные меры для ее ликвидации. Владельцу участка земли, где находится мусорный полигон, назначаются лишь небольшие денежные штрафы - их размер не превышает сборов с нескольких грузовиков, привозящих мусор на незаконный полигон.

Экологический коллапс

Свалка действует в Коксае, расположенном в 5 километрах от Алматы, с 2008 года. Жители близлежащих домов стали покупать землю для их строительства в начале 2010-х годов. Однако площадь мусорного полигона разрасталась несмотря на увеличение жилой территории.

По подсчетам жителей, в сутки ее посещает 300 машин, за каждую из которых сбывающие мусор юридические лица платят около 45 тыс. тенге. И поскольку свалка незаконная, о ней узнают благодаря сарафанному радио.

Изначально на полигон свозили строительные отходы, но с 2022 года он стал принимать и бытовые, говорит Арман, один из жителей Коксая.

«Когда ветер поднимается, а это происходит постоянно, весь мусор разносит по поселку. У нас все улицы и домовые участки в нем. Но самое страшное — это запах. Такое чувство, что здесь свои отходы сливают и ассенизаторы».

Хотя границы свалки постоянно расширяются, она не в силах вместить весь поступающий в нее мусор. Из-за этого, по словам Шарипа, другого жителя поселка, машины сталкивают его часть в реку Аксай.

«Во всем Казахстане проблема с водой, а у нас тут что делают? Вместо того чтобы заботиться о реке, чистить русло, сюда наоборот все сбрасывают. Тут полиэтилен везде, а должна быть трава».

Но полигон принимает не все виды отходов. И когда это происходит, приезжающие на него люди оставляют их на проселочной дороге.

«Сюда во время религиозных праздников свозят шкуры и туши животных. Когда людям отказывают на свалке, они проезжают по нашей дороге чуть дальше и бросают их там. Однажды у нас тут корова тухлая лежала. Внутренности баранов часто оставляют, прям в коробках. И все это покрыто опарышами. А мы же сами скотину держим неподалеку, и это очень опасно», — продолжает Шарип.

В акимате Иргелинского сельского округа, однако, отрицают это: «Факт сброса сточных вод или шкур животных сельскохозяйственного назначения не зафиксированы. При выявлении данных фактов в обязательном порядке будут привлечены к ответственности».

Также по ночам на полигоне регулярно сжигают изоляционные материалы для извлечения из них меди и алюминия. А зимой работники свалки жгут мусор для обогрева. Иногда это приводит к быстрому распространению огня, против которого работники свалки оказываются бессильны.

«Мы пытаемся вызывать пожарную службу, потому что угроза пожара здесь постоянная. Однажды у нас случилось сразу два пожара за один месяц. Но в ДЧС нам говорят, что они могут реагировать на такие события, только если возгорание уже произошло», — говорит жительница поселка Гульнара.

Кроме того, из-за постоянного потока машин в поселке регулярно разрушается дорога. Жители Коксая несколько раз пытались класть асфальт за свой счет, но он быстро разрушался.

«Осенью и весной здесь постоянно грязь. Ездить невозможно, а у некоторых и машин здесь нет. Дети пешком ходят в школу. У нас в поселке еще теплица расположена и мебель производят. Бизнес из-за разбитой дороги терпит убытки», — рассказал один из жителей.

Стена молчания от властей

Гульнара, живущая в поселке с 2019 года, пытается привлечь внимание властей к проблемам поселка все четыре года. Она писала заявления в разные ведомства — от акимата Иргелинского сельского округа до министерства экологии, вовлекая в этот процесс других жителей Коксая.

«Мы также начали переговоры с руководством свалки, но они ни к чему не вели. Нас начали просить, чтобы мы никуда не жаловались, потому что на полигоне работает около 100 человек, в том числе приезжие из других стран».

Коммуникация с государственными органами была такой же трудной и безрезультатной. К примеру, обратившись в министерство экологии с просьбой разобраться в ситуации, Гульнара сразу же получила отказ.

«Когда в приемной у меня спросили какой район, то моментально сказали, что мой вопрос провальный — в Карасайском районе никто из местных исполнительных органов работать не будет».

фото Лизы Поповой

С таким же безразличием она сталкивалась и при попытках написать заявление о том, чтобы территория поселка Коксай получила статус жилой в генеральном плане Карасайского района.

«Мы ездили в акимат, но у нас не приняли это заявление. Нам сказали, что это бесполезная идея. Перенос границы рассматривается чуть ли не в правительстве, а до этого уровня доходить местные власти не хотят».

Единственное, чего удалось добиться — совместной встречи жителей Коксая с руководством свалки и властями в 2022 году. В ней участвовали представители акимата Иргелинского сельского округа и города Каскелен, а также сотрудники департамента экологии и ДЧС.

По итогам встречи между жителями и руководством полигона было достигнуто медиационное соглашение. По его условиям, в течение двух лет свалка должна была быть преобразована в завод по изготовлению пеноблоков. Такой срок требовался для выравнивания ландшафта свалки за счет нового мусора. Акимат Иргелинского сельского округа, в свою очередь, пообещал решить проблему с дорогой.

По прошествии двух лет строительство ангаров не началось. Дорога тоже не была отремонтирована.

«После заключения медиационного соглашения руководство свалки так и не выполнило своих обещаний. Власти тоже исчезли. Сперва они попытались создать видимость решения проблемы, сделав ямочный ремонт дороги. Но после этого все успокоились».

В акимате Иргелинского сельского округа объяснили это тем, что дорога в поселке “Коксай” не является «приоритетной», то есть не входит в список «первонеобходимых дорог требующих ремонта», включающий лишь магистральные пути.

Отчаявшись от безразличия государственных органов, зимой 2024 года жители Коксая перекрыли движение по ведущей к поселку дороге сельского округа. Но, по словам Гульнары, никакой реакции от властей даже после этого не последовало.

Отвечая на запрос «Власти», в МЧС сообщили, что полигон строительных и бытовых отходов «в северной части села Коксай Иргелинского сельского округа размещен незаконно». Земельные участки общей площадью 2,65 гектар, на которых располагается свалка, официально предназначены для ведения сельского хозяйства (пастбища).

фото Кристины Михайловой

В акимате Иргелинского сельского округа «Власти» ответили, что никто из его представителей не участвовал в заключении медиационного соглашения между жителями и собственником свалки.

«Также контролировать реализацию частных проектов не входит в компетенцию местного исполнительного органа, за исключением случаев с участием бюджетных средств», — говорится в ответе акимата Иргелинского сельского округа.

Тем не менее в ведомстве подчеркнули, что в середине июня 2024 года поселок посещал вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов. Вместе с ним, как отмечают в министерстве водных ресурсов и ирригации, был специалист департамента экологии Алматинской области, замакима Иргелинского сельского округа и инспектор Карасайского РУВД.

После осмотра территории специалисты составили административный протокол и наложили на собственника земельного участка — Есена Тлеуханова — штраф в 73 840 тенге.

Помимо штрафа, Тлеуханову были даны устные разъяснения о правилах благоустройства земельных участков, а также соблюдения норм экологического законодательства.

В 2022 году Тлеуханов уже получал штраф в 155 тыс. тенге по тем же причинам. А в 2023 году, в продолжение этой проверки, штраф в 172,5 тыс. тенге был наложен на заместителя акима Иргелинского сельского округа Амантая Терликбаев за несанкционированное размещение твердых бытовых отходов на территории Карасайского района.

В МЧС при этом добавили, что ДЧС области и исполнительные органы провели разъяснительную работу, чтобы не допустить складирования и сжигания мусора с нарушением правил пожарной безопасности. А если пожары случаются, то ведомства привлекают виновных к административной ответственности.

«Благодаря проводимой работе по вышеуказанному адресу в текущем году случаев загораний и пожаров не зарегистрировано», — подчеркнули в ведомстве. Жители Коксая говорят об обратном.

Все остальные вопросы «Власти», касающиеся работы свалки и более серьезных санкций в отношении ее владельца, в четырех ведомствах оставили без ответа.

В отсутствие реакции государственных органов всех уровней сложившаяся ситуация кажется жителям Коксая безысходной. Выходом мог бы стать судебный иск, но жители боятся его дороговизны.

«Это очень большие расходы. Мы не можем их себе позволить», — говорят они.

Жителям Коксая остается наблюдать за десятками грузовиков, везущих ежедневно мусор на незаконную свалку в их поселке и надеяться, что чиновники когда-нибудь перестанут быть безразличными к их проблеме. Но никаких сигналов об этом пока нет.