«Определенно, точную сумму (выведенных из Казахстана средств – V) назвать очень сложно, она исчисляется миллиардами тенге. Мы посчитали самые крупные уголовные дела, но не все еще пока, и хотим для себя понять, сколько за последние десять лет таких дел вообще. А таких дел, наверное, будет около двух сотен, и хотим понять, сколько по таким делам было фактически выведено за рубеж. Сейчас мы примерно располагаем суммой где-то в 100 миллиардов тенге, выведенных по этим уголовным делам, и возвращено в Казахстан порядка 30%», - рассказал Кравченко.
По его информации, чаще всего деньги выводят в страны Северной Америки и Европы. Кроме того, «мы, естественно, имеем очень много примеров, когда выводятся средства и в оффшорные зоны».
Кравченко также рассказал, что ранее проблема возврата средств заключалась еще и в отсутствии специальных соглашений.
«В течение последних пяти лет мы заключили 27 международных договоров, в том числе мы присоединились к двум межамериканским конвенциям. Вообще, в целом, мы сейчас имеем договорную базу из 50 международных правовых договоров по правовой помощи по уголовным делам, в том числе договоры о выдаче преступников и ряд других договоров. Мы также ведем работу по присоединению Казахстана к европейским конвенциям по правовой помощи по уголовным делам, для нас тоже это важно. Хотя мы не ослабляем, в том числе, наше двустороннее сотрудничество, мы работаем с различными странами на двусторонней основе и заключаем двусторонние договоры. Сейчас мы думаем, что в рамках визита главы государства, наверное, будут заключены договоры с Саудовской Аравией и Иорданией», - выразил надежду заместитель генпрокурора.
В свою очередь, помощник госсекретаря США по вопросам международной борьбы с наркотиками и соблюдению законности Уильям Браунфильд подчеркнул, что возврат активов – это важнейшая часть борьбы с отмыванием денег.
«Это один из важных вопросов, которые я буду обсуждать с генеральным прокурором, - заверил он. - Казахстан предпринял важнейшие шаги по взаимодействию с международным сообществом по возвращению активов. Вы взаимодействуете с программой Стар – это программа Всемирного банка УНП ООН. Мы будем прилагать дальнейшие усилия, чтобы усилить эту борьбу (…) Мы достигнем успеха только тогда, когда люди будут видеть, что активы возвращаются», - рассказал Браунфильд журналистам.