«Мы считаем, что дальнейшая цифровизация экономики Казахстана – ключевой фактор роста для многих отраслей, - комментирует Сергей Перапечка, партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group. - Сегодня Казахстан в тренде, его цифровая экономика растет схожими темпами с сопоставимыми странами, такими как страны БРИКС, но этого недостаточно. Необходим рывок, который даст весомые преимущества экономике. К примеру, развитие электронной коммерции открывает новые каналы продаж для малого и среднего бизнеса, а также потенциально уменьшает объем "серой" экономики. Сегодня доля электронной коммерции в рознице в Казахстане составляет всего 0,5%, в России - 3%, в Китае - 8,3%. Мы ожидаем, что если казахстанский рынок электронной коммерции в розничной торговле будет расти теми же темпами, что и российский, то к 2020 г. его объем достигнет 750-800 млн. долл. США. Если говорить о других отраслях, то, например, в промышленном производстве речь может идти об автоматизации существующих производственных площадок и использовании технологий 3D-печати на производстве в таких секторах, как нефтегазовая и горнодобывающая индустрии, энергетика. Сейчас уровень автоматизации в промышленном производстве страны, которое создает 25% ВВП, находится явно на недостаточном уровне: около 20% компаний не имеют компьютеров, 24% не имеют доступа в Интернет».

В сельском хозяйстве ускорить развитие могут технологии так называемого "точного земледелия", которые используют точные данные и позволяют экономить на более грамотном использовании удобрений и химикатов. Учитывая, что в 2015 году менее 33% сельхозкомпаний имели компьютеры, и 27% - доступ к интернету, то потенциал в этом направлении все еще значителен. А в транспортной отрасли цифровизация может помочь создать более удобную систему бронирования билетов и организации почтовых отправлений с помощью мобильных приложений, автоматизировать прогнозирование спроса и процессы планирования, создавать аналитические решения для планирования технического обслуживания оборудования и многое другое.

Другие ключевые выводы исследования:

  • Росту ВВП Казахстана способствуют меры экономического стимулирования, принятые в соответствии с программой  «Нұрлы жол» и антикризисным планом. В 2017 году ожидается ускорение роста ВВП до 2,0%, что обусловлено эффектом низкой базы, ожиданиями восстановления мировых цен на нефть и увеличением объема добычи нефти.
  • С марта 2016 года наметилась стабилизация  казахстанского тенге, чему способствовали относительно позитивные тренды в отечественной и мировой экономике. 
  • Перспективы роста среди ведущих торговых партнеров Казахстана неоднозначны, что может оказать негативное влияние на объемы казахстанского экспорта. Темпы восстановления экономики в Европе остаются медленными, несмотря на активные нестандартные меры денежно-кредитной политики, низкие цены на нефть и ориентированную на экономический рост налогово-бюджетную политику при ожидаемом показателе роста ВВП в 2016-2017 году на уровне 1,6%. В России в 2016 году прогнозируется дальнейшее сокращение ВВП на 1,0% с постепенным восстановлением темпов роста ВВП до 1,1-1,2% в 2017 году. Тем временем в Китае, вероятнее всего, произойдет дальнейшее замедление роста ВВП, который в среднесрочной перспективе составит от 6,2% до 6,5% по мере перебалансировки экономики, а также осуществления реформ, калибровка которых производится путем либерализации кредитно-денежной политики.
  • Экономика Казахстана сильно зависит от природных ресурсов и добывающих отраслей, и постоянные изменения в глобальной экономической и отраслевой динамике усложнили задачу сохранения конкурентоспособности, стоящую перед страной. Для Казахстана настало время изучить новые возможности и попробовать свои силы на новых направлениях роста в рамках диверсификации экономики, а также ускорить создание более высокой стоимости в отдельных секторах, тем самым способствуя дальнейшему росту ВВП.
  • Цифровизация обладает потенциалом для создания дополнительной стоимости в основном виде хозяйственной деятельности Казахстана — в сырьевом секторе, однако при этом она способствует диверсификации и реализации потенциала в других секторах (обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, транспортной отрасли и розничной торговле), стимулирует предпринимательскую деятельность.
  • Согласно разработанному BCG индексу e-Intensity Index, Казахстан остается в группе Aspirants, т.е. в группе развивающихся в цифровом отношении стран. Несмотря на общие улучшения, позиция Казахстана относительно других стран согласно этому рейтингу остается неизменной (он по-прежнему делит 50-52 место), что указывает на имеющийся потенциал для дальнейшего роста в этой области. 

Фото с сайта habrahabr.ru