Муксимов подчеркнул, что главный акцент в работе сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями. Он добавил, что на совместных совещаниях агентства и НПП «Атамекен» рассмотрены результаты анализа проведенного в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, архитектуры и градостроительства, государственного закупа.
«Коррупционные риски в данных сферах связаны с несовершенством процедур оказания государственных услуг, наличием дискреционных полномочий в нормативных правовых актах и конфликтом интересов. В целях устранения выявленных рисков выработаны соответствующие рекомендации в адрес министерств здравоохранения, сельского хозяйства, по инвестициям и развитию, финансов», - сказал Муксимов.
К примеру, выявлены завышенные требования при приобретении товаров и услуг в рамках программы оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, с учетом которых министерству здравоохранения рекомендовано совместно с ТОО «СК-Фармация» разработать стратегию дальнейшего развития системы закупок, в том числе рассмотреть возможность перехода в электронный формат.
Кроме того, выявлен факт конфликта интересов в отношении руководителя отдела сельского хозяйства Шуского района Жамбылской области, который оказывал предпочтение при распределении бюджетных средств крестьянским хозяйствам «Бектибай», «Бектибай-1», «Самат», «Еркін», учредители которых являлись его ближайшими родственниками. В результате, только с 2014 по 2016 годы они получили 159,9 млн тенге в виде субсидий на ГСМ.
В сфере архитектуры и градостроительства выявлен факт дискреционных полномочий должностных лиц при выдаче лицензии на строительно-монтажные работы, для получения которой требуется наличие минимальной материально-технической оснащенности. Минимальный комплект данного оборудования законодательно не определен, что повышает субъективный фактор выдачи лицензии.
«В ходе внешнего анализа коррупционных рисков в сфере государственного закупа выявлена противоречивость компетенции министерства финансов по реализации государственной политики и контроля в данной сфере, что в свою очередь может послужить необъективному контролю и препятствием в развитии данной сферы», - сообщил Муксимов.
Также в агентстве особо обозначили проект «Общественный мониторинг государственных закупок». «Сейчас во всех территориальных департаментах агентства определены ответственные лица, которым даны электронные цифровые подписи для мониторинга порталов», - добавил Муксимов.
К примеру, в Алматинской области выявлено три факта завышения цен на общую сумму более 39 млн тенге, в Карагандинской области - по одному лоту на сумму около 2,3 млн, в Актюбинской области - на сумму 612 тыс тенге.