Подводя итоги прошлого года, Токаев отметил, что он «был успешным для нашего бизнеса», но наряду с достижениями сохраняется ряд проблем – это вопросы делового климата, рынков сбыта, доступного финансирования и так далее. И для их решения он поставил ряд задач.
Токаев напомнил, что в последние годы решен ряд вопросов, которые волновали бизнес, был принят комплекс мер по совершенствованию регуляторных, контрольно-надзорных механизмов. А «важной новеллой стало внедрение механизма досудебного урегулирования споров в налоговой и таможенной сфере». Это привело к тому, что количество обращений предпринимателей в суды снизилось на 20-30%. Токаев уверен, что «это хорошая практика, которую следует распространить и на другие сферы».
Кроме этого, отечественные инвесторы получили право рассмотрения споров в юрисдикции Международного финансового центра «Астана», и на днях там началось рассмотрение первого дела.
«Теперь важно обеспечить эффективный механизм исполнения таких решений в рамках национальной правовой системы. Прежде всего, речь идет о судебной системе. Независимость суда, законность принимаемых им решений – это фундаментальная основа доверия к бизнес-климату страны со стороны инвесторов и предпринимателей. Необходимо обеспечить равенство сторон в судебных спорах между предпринимателями и госорганами. В этих целях следует разработать механизм общественного мониторинга за судебной практикой».
Он также отметил, что системной мерой должна стать «презумпция добросовестности предпринимателя».
«Эта норма уже вошла в Налоговый и Таможенный кодексы, теперь необходимо применить ее в других отраслях регулирования», - сказал Токаев.
Глава государства рекомендовал бизнес-омбудсмену «активизировать работу, стать узнаваемым и востребованным в бизнес-сообществе». Он считает, что нужно проработать вопрос введения региональных бизнес-омбудсменов и внедрить практику проведения Единого дня отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом в регионах.
«Это будет площадкой для открытого диалога, на которой будут разъясняться нововведения в законах, заявляться приоритеты работы госорганов», - сказал он.
Также он считает, что в Казахстане при изменении норм, регулирующих ведение бизнеса и затрагивающих производственный процесс, технологии, организационные аспекты ведения бизнеса, надо законодательно внедрить практику «переходного периода».
«Мы хотим, чтобы предприниматели ответственно и добросовестно исполняли предписания регуляторов. Следовательно, необходимо дать им время для ознакомления и перенастройки своей работы. Улучшению делового климата будет способствовать более тесное взаимодействие контрольно-надзорных органов и бизнеса», - считает Токаев и поручил правительству обеспечить реализацию всех этих поручений.
Вместе с тем президент предлагает внедрить налоговые кредиты для бизнеса.
«В нашем законодательстве отсутствует такой распространенный в развитых странах инструмент, как налоговые кредиты. Считаю, что пора внедрить его в Налоговый кодекс. Новые предприятия должны получить доступ к инвестиционным налоговым кредитам сроком на 3-5 лет. Это позволит бизнесу закрепиться на рынке и выйти на самоокупаемость», - заявил Токаев.
Отметим, что предложение о налоговых кредитах озвучено в его предвыборной программе.
«Практика проведения национального рейтинга легкости ведения бизнеса в регионах будет продолжена. В отношении акимов, допустивших неоднократное снижение рейтинга, будут приниматься соответствующие меры. Мы будем решительно пресекать злоупотребление монопольным положением, бороться с необоснованно высокими ценами, снимать барьеры для конкуренции» - продолжил Токаев.
Говоря о развитии и защите конкуренции, он сообщил, что в прошлом году была проведена ревизия 108 законодательных актов и выявлено около 2,5 тыс. норм, препятствующих конкуренции, только часть из них была устранена.
«Эта работа не была доведена до конца. Правительству совместно с НПП «Атамекен» необходимо завершить ревизию нормативных барьеров и обеспечить их исключение на законодательном уровне. Кроме того, следует провести тщательный анализ ситуации на всех ключевых товарных рынках и принять конкретные меры. Население ждет от нас качественных и доступных товаров и услуг. Любая монополизация должна быть пресечена», - подчеркнул он, поручив правительству разработать до конца года дорожную карту по решению указанных вопросов и усилить работу антимонопольного ведомства, значительно укрепив его функции по защите конкуренции.
Кроме этого, он поручил правительству и акимам принять «кардинальные меры по совершенствованию системы государственных и квазигосударственных закупок», отметив, что доля местного содержания в госзакупках остается низко – всего 34 %, «ввести конкретные KPI по увеличению участия отечественного бизнеса в регулируемых закупках» и считает, что нужно «кардинально упростить условия и сократить сроки процедур реабилитации и банкротства».
«На сегодня количество предприятий, проходящих процедуру банкротства, выросло до 4 тыс., а их задолженность превышает 4 трлн тенге. Многие предприятия находятся в данном состоянии в течение долгих лет. Это неприемлемая практика. В этот период сотрудники не получают заработную плату, активы уже не принадлежат предприятию-банкроту, но и не передаются во владение кредитору. Таким образом, они полностью выведены из экономического оборота. Нам следует кардинально упростить условия и сократить сроки процедур реабилитации и банкротства. Правительство должно изучить вопрос о принятии новой редакции закона о банкротстве с применением лучших практик стран ОЭСР», - сказал Токаев.
Он также отметил, что «совет национальных инвесторов должен стать постоянно действующей площадкой для системного диалога высшего руководства страны с отечественным бизнесом».
«Я со своей стороны готов рассматривать и решать актуальные вопросы развития предпринимательства. Поэтому мы должны сформировать новый формат работы нашего Совета. Поручаю Правительству в месячный срок внести проект соответствующего указа», - подчеркнул президент.