По данным правительства, исполнение республиканского бюджета в 2020 году осуществлялось в условиях значительного снижения деловой активности и жестких ограничительных мер в связи с COVID-19. Реальное снижение ВВП составило 2,6%. Поступления составили 12 трлн 49 млрд тенге с исполнением на 100,3%, расходы - 98,3% и составили 14 трлн 234 млрд тенге. Дефицит бюджета составил 2 трлн 185 млрд тенге или 3,1% к ВВП. Как заверил министр финансов Ерулан Жамаубаев, государственный долг остается на безопасном уровне.
Вместе с тем, по его словам, в отчете Счетного комитета было рекомендовано пересмотреть существующие расходы с учетом получаемого эффекта от их реализации.
«При формировании проекта республиканского бюджета на 2022-2024 годы госорганы впервые будут представлять расчеты по экономической отдаче от заявляемых расходов, направляемых на бюджетные субсидии и инвестиционные проекты. Финансовые и нефинансовые меры поддержки будут оказываться бизнесу с учетом их встречных обязательств. Тем самым эффективность находится на первом месте», - рассказал он.
Кроме того, в Бюджетный кодекс приняты поправки, которые с 2024 года предусматривают применение нового контрцикличного правила по гарантированному трансферту, который будет определяться в размере, не превышающим размер поступлений в Нацфонд от нефтяного сектора при консервативной цене на нефть.
«Это будет способствовать снижению ненефтяного дефицита и росту Нацфонда. Нашей основной целью является уменьшение использования средств из Нацфонда», - подчеркнул глава Минфина.
А вот по мнению председателя Счетного комитета Натальи Годуновой, дела обстоят не так гладко, как утверждают в правительстве. В пандемийный год из различных источников финансирования дополнительно изыскано 7 трлн тенге, за счет чего «удалось предотвратить значительный спад экономики Казахстана и существенно нивелировать последствия от внешних шоков».
Однако есть факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, не перечисляются по назначению. Это связано в том числе с предоставленным правительством правом субъектам квазигосударственного сектора использовать средства от приватизации активов на погашение их внешнего и внутреннего долга. Такую практику, считает Годунова, надо исключить.
Качественно не изменилась ситуация по погашению недоимки в бюджет, имеет место низкая результативность плановых налоговых проверок, а государственный долг имеет тенденцию ежегодного роста. Если до 2014 год безопасный уровень составлял 22% к ВВП, то в концепции новой бюджетной политике, ограничение составляет 27%. Но и этот показатель госорганы превысили.
«Соотношение долга к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией новой бюджетной политики ограничение в 27%.... Нынешние 29% представляются высоким уровнем», - заявила Годунова.
«Вы уже перешли «красную» черту. Господин министр финансов, вопрос-то был конкретный: что вами видится, как министром финансов, какие меры надо принять по снижению дефицита бюджета и новых заимствований, поиску новых источников несырьевых доходов. Конкретно, четко, пожалуйста, ответьте без общих фраз. Вы понимаете, мы перешли «красную» черту?», - тут же возмутился спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
У министерства финансов имеется три источника, как пояснил Жамаубаев – это доходная часть бюджета, которая поступает от экономики, от улучшения администрирования и цифровизации. Второй источник – это Национальный фонд и третий источник – заимствования.
«Если доходы бюджета будут расти, естественно, будут сокращаться поступления из Национального фонда и государственные заимствования», - объяснил Жамаубаев.
Вот только по словам депутатов, сейчас пополнение идет только за счет второй и третьей позиций, и пока не понятно, как правительство намерено пополнять бюджет за счет роста экономики. И хотя в данное время разрабатываются Национальные проекты, пока Минфина не может дать четких ответов, хотя, по мнению Нигматулина, у ведомства должны быть план «А» и план «Б». В противном случае, трансферы из Нацфонда и заимствования будут продолжаться.
В этой связи спикер мажилиса предложил первому вице-премьеру Алихану Смаилову, бывшему министру финансов, внести в рассматриваемый уже законопроект дополнительные поправки. «Если внесете вопрос об ужесточении спроса первых руководителей за эти внешние заимствования, может, внесете предложения [вплоть] до уголовной ответственности», - предложил Нигматулин, отметив, что аналогичные меры должны касаться и субъектов квазигосударственного сектора.
Затронули депутаты и тему инфляции, которая по итогам 2020 года составила 7,5% и рост цен на товары. Как напомнил депутат Данияр Алимбаев, наибольший рост зафиксирован на подсолнечное масло - 33,7%, сахар – 32,8%, крупы – 28,7%, картофель – 16,8%. Кроме того, подорожали бензин, электроэнергия, фармацевтическая продукция, стоимость жилья и данный список можно продолжать, «проще отметить то, что не подорожало». В этой связи депутат поинтересовался, какие меры предпринимает правительство для сдерживания уровня цен и тарифов.
«Вопрос инфляции очень сложный вопрос. Особенно в последнее время в связи с пандемией, - отметил первый вице-премьер Смаилов. - Для стабилизации цен правительство разработало дорожную карту, в рамках которой приняты 45 срочных и системных мероприятий», - сказал он.
В частности, министерству сельского хозяйства выделено 30 млрд тенге на субсидирование, для пополнения стабилизационных фондов проводится оптимизация госзакупок, заключаются форвардные договоры на закуп продуктов, за счёт местных бюджетов в качестве кредитов для удержания цен выделены 33 миллиарда тенге, и планируется повысить до 50 млрд тенге.
Раскритиковали депутаты и работу министерства национальной экономики по пересмотру целесообразности льгот и преференций, представляемых государством бизнесу. По словам министра Асет Иргалиева, в данное время проводится комплексный анализ налоговых льгот с учетом трендов в экономики, который будет завершен до конца года. Однако по информации парламентариев, по итогам отчета счетного комитета количество льгот сокращено с 277 до 275.
«Всего две, а остальные эффективные? Мы не настолько сегодня можем раздавать эти льготы…. Вы не исполнили поручение», - подчеркнул Нигматулин.
Узнали в ходе отчета депутаты и о том, что министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности не будет финансировать обновление спутника KazSat-2. На эту работу необходимо 58 млрд тенге, вот только необходимого эффекта от этого не будет.
«KazSat-2 и KazSat-3 загружены на 75%. Они являются геостационарными спутниками, действительно предоставляют интернет. Но скорость этого интернета – 10 мегабит в секунду на точку…. К 2024 году земной шар точно будет покрыт низкоорбитальными спутниковыми группировками, которые будут предоставлять интернет на уровне 200 мегабит в секунду на точку. То есть, это гораздо выше, чем сегодняшняя скорость, предоставляемая нашими KazSat-2 и KazSat-3», - объяснил министр Багдат Мусин.
В целом депутаты и глава счетного комитета в очередной раз указали правительству на ряд проблем, которые носят системный характер и не решаются годами. При этом они рассмотрели отчет и направили его в сенат, от голосования воздержались лишь 10 депутатов фракции «Народной партии Казахстана».
По процедуре отчет рассмотрит сенат, а итоговое решение будет приниматься депутатами на совместном заседании палат парламента.